АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

РЕЧЬ ЖЕНЩИН В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ БЕРЕМЕННОСТИ

Сироты России: Право ребенка на семью. Материалы Общероссийской конференции
Москва, 15–19 января 2001 г. — М.2001.-с. 158–164

Н.И. Миронова, В.И. Брутман
Исследование поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (Грант № 97-Об–804010)

Как известно, во время беременности происходят закономерные, глубокие психофизиологические сдвиги, которые становятся основой для изменений сознания будущей матери, направленных на ее подготовку к материнству (Копыл, Баз, Баженова, 1994; Брутман, Радионова, 1997, LeboviciS., 1988). Поиски объективных маркеров, способных еще во время беременности установить степень психологической готовности к материнству, привели нас к исследованию динамики речевых характеристик женщин во время беременности. Основанием для этого стал известный факт особой чувствительности речи к изменениям состояния сознания, эмоциональной сферы.

С этой целью нами был проведено проспективное исследование, в котором приняли участие 26 физически и психически здоровых женщин, впервые вынашивающих желанную (по самоотчету) беременность. На протяжении всего срока беременности каждая из них тестировалась трижды (в период первого, второго и третьего триместра).

Вопросы, задаваемые женщинам, были заранее стандартизированы и в основном связаны с ребенком. Они варьировались на протяжении репродуктивного цикла в зависимости от того, какие события, касающиеся
ребенка, были актуальны для матери (шевеление плода и ощущения матери; ее мечты, впечатления от УЗИ и т.п.). Записанные при этом рассказы о будущем ребенке является результатом вербализации «мысленного образа ребенка», который существует (и постоянно меняется) в сознании будущей матери. Под «мысленным образом» понимается «репрезентация в уме не присутствующего объекта или события» (Солсо, 1996. С.276). «Мысленный образ» отражает не только часть модели мира, но и, что очень важно, оценки и отношения в этой модели мира к данному объекту.

Для анализа полученных записей речи нами были выбраны следующие лингвистические характеристики:

  1. Темповые характеристики речи (темп ровный-неровный; медленный, средний, быстрый; комбинированный).
  2. Объем текста и объем синтагмы (в количестве лексических единиц).
  3. Явления хезитации (незаполненные паузы колебания на стыке синтагм и внутри синтагмы, заполненные паузы колебания различного типа, речевые «сбои») и слова с семантикой неопределенности.
  4. Средства, несущие информацию об эмоциональной окрашенности речи, т.е. об отношении говорящего к теме (эмоциональная окрашенность, акцентная выделенность, диминутивы — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), интенсификаторы — слова, демонстрирующие силу проявления признака, действия или качества;
    квалификативы — «признаковые» слова, определения разного рода, согласованные и несогласованные, и обстоятельства).

Для удобства восприятия все показатели представлены для текста объемом 100 лексических единиц.

Лингвистический анализ включал два этапа:

  1. Количественный анализ
  2. Качественный анализ.

Количественный анализ

В результате лингвистического исследования в количественном плане были обнаружены следующие изменения речи женщин в разные триместры беременности:

1. От первого к третьему триместру беременности постепенно сокращается объем текста о ребенке (130 — 109 — 102 лексические единицы), но возрастает средняя длина синтагмы (4,5 — 4,9 — 5,0 лексических единиц).

Это свидетельствует о том, что у испытуемой появляется возможность «упаковать» большее количество информации в одну ритмико-смысловую единицу. Причем речь здесь идет именно о большем количестве нагруженных смыслом, обладающих определенным лексическим значением лексических единиц, поскольку не увеличивается (8,9 — 8,7 — 8,9) количество «сорняков» и слов с семантикой неопределенности (5,6 — 6,8 — 5,8).

2. В третьем триместре по сравнению с первым увеличивается количество определений разного типа (8,5 — 5,6 — 12,7). Все это позволяет говорить о том, что со временем мысленный образ будущего ребенка становится более определенным, объемным, характеризуется более широким набором признаков, которые прочно связаны в сознании матери с образом ребенка. Вместе с тем количество лексических единиц с другими синтаксическими функциями (сказуемые, обстоятельства, дополнения) остается неизменным: именно за счет увеличения числа определений разрастается объем синтагмы.

3. Установлено, что рассказы о ребенке большинства женщин (данные приведены в процентах) на протяжении всего периода беременности отличаются положительной эмоциональной тембральной окрашенностью речи (65% — 80% — 65%), чем ее нейтральностью. Этот факт можно рассматривать как доказательство того, что положительное эмоциональное отношение к ребенку в норме формируется уже в самом начале беременности, во время первого триместра. Это подтверждается и отсутствием различий в области интенсификаторов и диминутивов в речи женщин от триместра к триместру: уже в начале беременности их количество очень велико.

4. Отмечена и еще одна существенная особенность речи женщин во время беременности. Речь идет об увеличении количества длительных незаполненных межсинтагме иных пауз (15,8 — 21,3 — 25,5) и аналогичном увеличении количества завершающих синтагм (типа «ВОТ») от первого к третьему триместру.

Данное явление, скорее всего, связано со снижением скорости интеллектуальных операций и темпа речи вследствие изменения физического состояния женщины.

Таким образом, в качестве важнейших лингвистических маркеров мы можем рассматривать:

  • определения;
  • диминутивы и интенсификаторы (их неизменно высокое количество на
    протяжении всего репродуктивного цикла);
  • постоянную положительную эмоциональную тембральную окрашенность
    рассказа о ребенке.

Качественный анализ

Нами установлено, что состав и способы выражения значения диминутивов и интенсификаторов не меняются на всем протяжении беременности. А вот в области квалификативов (определений) происходят существенные изменения, касающиеся их качественного состава. Это можно объяснить тем, что именно определения связаны в первую очередь с изменением образа ребенка в сознании матери, с формированием отношения к нему в период беременности.

Для анализа изменений качественного состава определений нами была использована универсальная классификация типов оценки, предложенная Н.Д. Арутюновой (Арутюнова, 1999.С 198–199), поскольку главным принципом выбора оснований оценки в этой классификации как раз и явилось отношение субъекта к оцениваемому объекту.

Прежде всего автор выделяет два типа аксиологических значений: общеоценочное и частнооценочное.

Общеоценочный тип реализуется в языке прилагательными «хороший» и «плохой», а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный, замечательный, скверный, дурной). Частнооценочный тип более обширен и разнообразен и включает три группы.

  1. Сенсорные оценки (сенсорно-вкусовые, психологические, интеллектуальные и эмоциональные).
  2. Сублимированные оценки (эстетические, этические).
  3. Рационалистические оценки (утилитарные, нормативные,
    телеологические).

Наибольший интерес представляет сравнение оценок-прилагательных (определений) между первым и третьим триместром, поскольку именно тогда женщины обычно дают прямую характеристику ребенку, тогда как во втором триместре они, в основном, характеризуют свои переживания через ощущения от шевеления ребенка.

По результатам тестирования во время первого триместра типичным в описании ребенка является преобладание сенсорно-вкусовых характеристик, имеющих отношение к ребенку вообще, или детализированных, характеризующих части тела ребенка (ребенок маленький ~ маленький носик, маленькие губки, пальчики, ручки, ножки, пухлые щечки). Часто появляется слово «маленький» или его синонимы (крошечный). Как их разновидность можно рассматривать и соотнесение ребенка с конкретным объектом. Во время первого триместра таким объектом может быть и человек, кто-то из родителей (похож на папу), и детеныш животного (похож па лягушонка).

Психологические характеристики в период первого триместра беременности практически не встречаются.

Можно встретить рационалистические оценки ребенка, которые могут также быть детализированы, (слабый — слабые ручки), но они немногочисленны и имеют свои особенности по сравнению с третьим триместром (см. ниже).

В описании ребенка в период первого триместра частыми оказались и определения, представляющие собой общую оценку (хорошенький, красивый, симпатичный).

Определения, используемые женщинами по отношению к ребенку в период третьего триместра, имеют свои особенности.

Сенсорно-вкусовые характеристики так же популярны, но меняется их содержание. Причем изменения сенсорных характеристик влечет за собой и соответствующее изменение рационалистических оценок. Так, вместо слов «маленький», «слабый» появляются слова «сильный», «большой», «достаточно большой».

Круг сенсорных характеристик расширяется: появляются многочисленные указания на вес ребенка (два килограмма, будет мало весить, два с лишним будет, три с половиной килограмма). Применение УЗИ также способствует появлению новых характеристик. Наряду с описанием частей тела появляется описание внутренних органов (сердечко маленькое).

При этом слово «толстый» и его синонимы, довольно часто встречающиеся в речи женщин в период первого триместра и связанные с существующим в нашем сознании стереотипом младенца («младенцем с картинки»), заменяется более реальным «худенький», «будет худоват».

Вместо сопоставления с детенышем животного и «младенца с картинки» (в первом триместре) в третьем появляется идея реального человека (человечек маленький, уже существо, какой-то живой). Появляются определения, выражающие нормативные оценки: «нормальный», «ручки, ножки нормальные», «сформировавшийся», «ручки, ножки сформированы».

Во время третьего триместра происходит замена вневременного образа ребенка на образ временной, соотнесенный с определенной точкой во времени, например, с моментом родов. Появляются соответствующие характеристики ребенка (комочек, синенький, в какой-то слизи, полете).

Соотнесение с реальным временем проявляется в появлении высказываний о ребенке в будущем времени (будет подвижный, сильный, большой, бойкий).

Можно отметить и характерный для третьего триместра сдвиг в сторону психологических характеристик: интеллектуальных и эмоциональных. Именно они, а не сенсорно-вкусовые, как во время первого триместра, занимают главенствующее положение среди определений, связанных с ребенком. Интеллектуальные характеристики представлены следующими примерами: «с какими-то требованиями», «характер как у папы», «человечек со своим характером». Среди эмоциональных характеристик можно назвать: «умиротворенный», «довольный жизнью», «добрый». Аналогичные результаты были получены нами раннее и при исследовании ассоциативных реакций на слово «младенец»: более сильное эмоциональное отношение к ребенку у матерей по сравнению с женщинами, не имеющими детей, всегда сопровождалось увеличением количества психологических характеристик (Миронова, 1999). Интересно, что одновременно с ростом объема психологических характеристик увеличивается и количество указаний на психологические действия ребенка, (все понимает; чувствует, что на него обратили внимание…).

Несмотря на то, что наш эксперимент носил предварительный, пилотажный характер, даже такой ограниченный объем материала позволяет сделать ряд предварительных выводов:

1. Во время беременности происходят закономерные психоэмоциональные сдвиги, которые отражаются в изменениях характеристик речи (в количественном и качественном плане). Поэтому лингвистические характеристики могут использоваться в качестве маркеров психологической готовности к материнству.

2. Изменения речевых характеристик от первого к третьему триместру можно рассматривать, с одной стороны, как свидетельство возникновения у будущей матери более реального и конкретного образа ребенка, существующего во времени и пространстве, а с другой — как свидетельство конкретных психофизиологических изменений функционального состояния женщин, происходящих во время беременности.

3. Искажение подобной динамики речевых характеристик может свидетельствовать о нарушении формирования готовности к материнству. Именно этой проблеме и будут посвящены наши последующие публикации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. //М. 1997.431 с.
  2. Арутюнова Н.Д. Оценка в механизмах жизни и языка // Язык и мир человека. М., 1999. С.198–199.
  3. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. //Вопросы психологии. 1997, 6. С.38–47
  4. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс, 1993, 4. С. 35–42.
  5. Миронова Н.И. Образ младенца: фантазия и реальность // Труды Международного семинара «Диалог 99». Таруса, 1999. Т.1. С.186–195.
  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  7. Lebovici S. Interaction fantasmatique, transmission intergenerationnelle // Psychiatrie du bebe, Paris, 1988, p 321–335
Ближайшие курсы
9-10 сентября |  Москва
Для перинатальных специалистов, желающих расширить свой арсенал методов и техник практической работы в беременными женщинами в группе и индивидуально;
22-23-24 сентября! |  Москва
Применение арт-терапии и этнотерапии дает в руки перинатального психолога как диагностический, так и психотерапевтический инструментарий для успешного решения проблем, связанных со страхами родов, переживаниями по поводу состояния здоровья ребенка и т.д.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы