АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ПОСТНАТАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА

Братусь Иванна Владимировна
Московская школа социальных и экономических наук

Особенности женщин, склонных к постродовой депрессии

О'Hara также рассматривает женщин из так называемой группы риска, наиболее подверженных к возникновению послеродовой депрессии. В группу особого риска он отнес:

  1. женщины, у которых в семье были психопатологии;
  2. женщины, которым не оказывается социальная поддержка (например, муж или партнер, не поддерживает женщине; женщины, которые самостоятельно воспитывают детей);
  3. женщины, у которых в течение жизни наблюдался высокий уровень и частота негативных событий в связи с родами или беременностью[8, C.48].

Женщины, которым не оказывалась помощь, со стороны близких, описывают сове состояние как «кошмарный сон», вспоминая первый год жизни ребенка, начало своего материнства. Воспоминания о начале материнского опыта наполнены чувствами разочарования, и желание иметь много детей часто исчезает. Наиболее важно, влияние такого опыта на отношения с мужем и ребенком.
Kumar и Robson исследовали женщин в постнатальном периоде. Они обнаружили, что невротизм никак не связан с появлением депрессии после родов [8, C.47].

Raphael-Leff, 1986 изучала концепции материнства и реакцию матери на события, происходящие после родов. Исследование показало, что женщин можно разделить на две группы: «помогающие матери», «регулирующие матери"[8, C. 47].
В первую группу относят женщин, которые ориентированы на естественные роды и рассматривают ребенка как центр всей своей жизни. У «помогающих матерей» депрессия может возникнуть в том случае, если по каким-то причинам считают, что не способны эффективно осуществлять материнские функции. Также для матерей из этой группы важно постоянно находится вместе с ребенком, если случается разлука с ребенком, то у матери могут наблюдаться нарушения эмоциональной сферы.

«Регулирующие» матери (те, которые предпочитают работу и карьеру и хотят ребенка для того, чтобы соответствовать своему стилю жизни) склонны к депрессии, так как не могут объединять карьеру и уход за ребенком, а также ощущают потерю независимости. Приобретение материнской роли рассматривается ими как потеря своей личности и социального статуса. Например, когда женщина, готовящаяся стать матерью, сообщает, что она не хочет, чтобы ее ребенок изменил ее жизнь, чтобы на работе все осталось, как было прежде, то можно прогнозировать вероятность возникновения ПДС. Профилактикой в данном случае может выступать работа над мотивами беременности, рождения детей, проработка детско-родительских отношений; дискуссия о роли матери, функциях; беседа об ожиданиях от рождения ребенка и др.

Gilbert, Mark, Chalmers, рассматривают подготовку к материнству как важную необходимую составляющую процесса становления личности, а также как профилактику депрессивных состояний.
Как же влияет депрессия на состояние матери и ребенка? Об этом речь пойдет далее.

Влияние депрессивного состояния матери на развитие ребенка

Известно, что постнатальная депрессия может длиться от нескольких дней до нескольких лет. Чем дольше длиться такое состояние, тем сильнее оно отражается на ребенке, семье, личности матери.

Cox, Rooney обнаружили, что постродовая депрессия может возникать через три года после рождения ребенка. При этом женщины, страдающие депрессией, не лечились в течение года, после ее появления, поскольку не была проведена своевременная диагностика[8,C.48].
Wrate, Rooney, Thomas обследовали младенцев у матерей, испытывающих депрессию. Многие матери, испытывающие депрессию, имели затруднения в общении с детьми, что влияет на когнитивное развитие младенцев. Более того, исследования Murray показали, что матери, испытывающие депрессивные состояния не способны к невербальному общению с младенцем[8, C.48]. В состоянии депрессии женщине трудно заботиться о ребенке, понимать его потребности. Матери не подходят к младенцам, когда они плачут, реже берут их на руки, отказываются кормить грудью. Как известно, грудное молоко дает ребенку не просто питательные вещества, но и закладывает иммунитет, влияет на развитие костной системы. Процесс кормления грудью — важнейшее взаимодействие в жизни ребенка, которое приносит радость общения, чувство тепла, любви, безопасности так необходимые маленькому человеку. Дети, лишенные материнского внимания, заботы, ласки теряют в весе, позже начинают говорить, чаще плачут, с трудом засыпают.

Дети страдают, поскольку у мам отсутствует интерес к взаимодействию с ними, а также реакция на какие-либо их проявление. Дети в раннем возрасте особенно нуждаются в телесном контакте «кожа к коже», заботе, общении. Депрессия матери негативно влияет на развитие ребенка, особенно на чувство безопасности, внутренние механизмы самозащиты, концентрацию, развитие речи. Также, по мнению ряда исследователей, депрессия матери серьезно влияет на отношения в семье.

Следует добавить, что эмоциональные расстройства, развитие личности, самооценки у ребенка тесно связано с состоянием матери (Kovacs, 1989). Также дети, матери которых испытывали депрессию, имеют затруднения в выражении чувств, и имеют склонность к депрессии, состояниям повышенной тревожности[8,C. 49].

Депрессия матери безусловно сказывается на состоянии и развитии ребенка. Поэтому необходимо выявление депрессии и лечение на ранних стадиях возникновения депрессии. Психологическая подготовка к родам и беременности один из способов профилактики постнатальной депрессии.
Для пост-индустриального общества более привычна забота о производстве качественных товаров и услуг, чем о состоянии матери. Отношение к родам, рождению, беременности с одной стороны возвышенны, с другой — предлагают женщине быть самостоятельной, независимой. Например, помощь бабушек и дедушек, все реже встречается в странах Европы.
Gilbert подчеркивает необходимость исследований касающихся постнатальной депрессии.

Материнская депрессия: взгляд Beverly Chalmers

В первой части эссе мы уже упоминали о данном типе депрессии, которая связана с приобретением новой социальной роли матери.
Поскольку матери, берущие на усыновление детей, также страдают депрессией, такие факторы как гормональные изменения и условия родов, не могут считаться основными причинами послеродовой депрессии.

Среди более весомых предпосылок депрессивных состояний после родов исследователи считают социальную и семейную ситуацию, в которой находится мать в послеродовой период. Например, рождение ребенка сопряжено с изменением стиля жизни, приобретением основной роли в жизни ребенка. Отсутствие или недостаток поддержки со стороны семьи и друзей, в основном поддержки мужа в течение беременности и послеродового периода, Chalmers считает основным фактором, влияющим на возникновение постродовой депрессии. Также недостаточная подготовка к родам, завышенные и заниженные ожидания, связанные с материнской ролью могут повлиять на возникновение постнатльной депрессии.

Материнская депрессия часто не замечается и соответственно не лечится. Многие матери в одиночку переживают ощущения послеродового периода, они что-то чувствуют, но не знают, что это на самом деле. Они обращаются к врачам и другим специалистам за помощью, но встречают советы следующего характера: побольше спите, перестаньте волноваться, примите лекарства или прекратите жалеть себя и начните с благодарностью относиться к своему ребенку. Также им говорят: «соберите все свои силы» или « все в вас самих». Однако, рекомендации не помогают. Некоторые врачи рекомендуют принимать анти-депрессанты.

Мамы, переживающие депрессию в послеродовой период, нуждаются в помощи. Борьба с состоянием «один на один» приносит трудности в семью, отношения с мужем, влияет на ребенка. Длительный промежуток времени проблему пускают на самотек. Мамы нуждаются как в психологической, так и в физической помощи. Иногда лекарства дают ощущение облегчения на несколько недель, в это же время проблемы должны найти решение. Матери нуждаются в выражении своих мыслей и чувств в безопасной для них обстановке. Они могут нуждаться в работе над своим прошлым опытом. Также им может понадобиться медикаментозное лечение или отдых. Часто им необходимо необходимы слова благодарности. Бывает, что помогает изменение или реорганизация распорядка дня. Работа с концепцией материнства, проработка отношений с собственной матерью рассматриваются как формы работы с постнатальной депрессией. Поддержка со стороны семьи, близких наиболее нужна в постродовой период. Консультации специалистов, психологов, психотерапевтов, или специальных курсов для родителей младенцев могут оказать положительное воздействие[7].

Психологическая подготовка к родам как профилактика постнатальной депрессии

В традициях разных народов существует специально отведенный пласт обычаев, обрядов, действ, связанных с зачатием, беременностью, родами, младенческим периодом. Круг таких традиций создавал особое поле вокруг беременной женщины, роженицы, молодой матери. Верования разных народов оберегали женщину от стрессов, переутомления, контактов с неприятностями.

Подготовка к родам состояла из целого ряда обрядов и магических действ, направленных на облегчение процесса. Среди запретов, которых следовало соблюдать беременной было довольно много рациональных. Например, в Словакии ей не позволялось делать резких движений, поднимать тяжести, мыть ноги в горячей воде, пить алкоголь и много жидкости. В Провансе, в домах, где была беременная избегали принимать людей в трауре, чтобы тень смерти не повлияла на мать и ребенка. Дети считались богатством семьи, божественной милостью. Так в Бретнани бытовало поверие, что беременной нельзя отказывать в том, его она страстно желала, поскольку это могло бы отразится на ребенке. Считалось, что неудовлетворенной желание беременной могло привести к болезни, а то и к смерти матери и ребенка. Беременную оберегали от испугов, дискомфортных ситуаций. Беременная женщина считалась благословенной ребенком, поэтому в ее присутствии всякие пререкания, ссоры, конфликты, драки были не просто невозможными, а считались греховными. Интересно, что в основном женщину берегли от эмоционального напряжения. Что касается физической работы, то часто женщина продолжала выполнять работы по дому, исключая поднятия тяжести.
В Польше, Сербии, Словакии, Германии, придерживались изоляции роженицы от посторонних. Родственники же активно помогали роженице и в первый месяц после рождения ребенка. Также первое время после родов молодой матери помогали повитухи. Традиции, связанные с беременностью и родами разнообразны, богаты и требуют отдельного изучения. Таким образом, в народных обычаях заложены действия, направленные на создание максимально комфортных условий для матери и ребенка. Зная традиции проведения беременности и родов, женщины постепенно включались в роль матери, которая была естественной и желанной для большинства. Обрядовые действия были своеобразными профилактическими мероприятиями как для физического состояния матери и ребенка, так и для эмоционального, и душевного здоровья[1, 2].

Традиции, связанные с беременностью, родами, проведением ранних этапов жизни ребенка стали предпосылками для возникновения специальных школ родителей, курсов по подготовке к беременности и родам экспресс-семинаров для пар, ожидающих ребенка.
В зарубежной практике широко распространены школы и курсы подготовки к родам, которые функционируют на базе родильных домов или местных медицинских учреждений. В отечественной практике существуют авторские программы подготовки к родам, например, программа «Глория» в Санкт-Петербурге(Н.П. Коваленко), программа подготовки к материнству О.Л. Трояновой на базе Спасо-Петровского госпиталя, Центр «Рождество» в Москве, подготовка к родам в г.Иваново под руководством Г.И. Брехмана и др[3]. Это направление получило название перинатальной психологии. Создана Ассоциация перинатальной психологии и медицины России, объединяющая специалистов из разных регионов России. Однако государственной программы и единой стратегии организации подготовки к родам еще нет.

Существуют различные виды психологической помощи для женщин по проблемам материнства. Г.Филиппова выделяет четыре направления психологической практики, где женщина может получить квалифицированную помощь по проблемам материнства. Среди них:

  1. Подготовка к родам и материнству (курсы для будущих родителей, школы подготовки к родам).
  2. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
  3. Психологическая помощь матери и ребенку.
  4. Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства.

Каждое из перечисленных направлений включает разнообразные психологические подходы и техники консультирования и терапии. Рассмотрим подробнее первое направление[3,C.176].

Психологическая подготовка к родам осуществляется разными медицинскими и психологическими организациями, а также неформальными объединениями родителей, практикующими специалистами. При этом в организациях работает команда специалистов, объединенных едиными ценностями и целями, что позволяет осуществлять междисциплинарный подход. Так, например, в Учебно-Консультативом Психологическом Центре МГУ, к психологической подготовке к родам привлечены психологи, акушеры, гомеопаты, музыканты, рефлексотерапевт.
В программу занятий обычно входит обучение техникам расслабления, дыхания, саморегуляции, освоение различных навыков облегчения родов. В каждом занятии уделяеьтся внимание вопросам родительства, формированию родительских навыков, рассмотрению различных родительских ролей и функций. Творческая деятельность, как правило, применяется в работе: живопись, пение, рукоделие.
Также следует сказать о формах групповой работы, поскольку занятия проходят в группах по 12–14 человек (семейные пары). Занятия в таких группах проводятся совместно для будущих матерей и отцов. В работе используются формы групповой работы, направленные на личностный рост, развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, ожиданий от родов, используются методы пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в течение беременности. Например, используется метод гаптономии, который заключается в сочетании прикосновения к животу матери и голосовым воздействием. Гаптономия применяется обычно в одно и тоже время, руку прикладывают к месту, куда ребенок стучится чаще. Понятно, что данный метод начинают использовать в конце второго триместра беременности — начале третьего, после того как появились признаки первого шевеления ребенка.
Метод гаптономии предлагается тогда, когда необходимо налаживать взаимодействие между матерью и ребенком, отцом и ребенком. Особенно эффективен этот метод тогда, когда у матери или у отца наблюдаются сложности с принятием своей новой роли, принятием ребенка.
Применение данного метода позитивно сказывается на состоянии матери. Замечено, что пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей. Женщины, использующие этот метод, более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем. Поскольку они учатся наблюдать за реакцией ребенка на звуки голоса, определенные фразы еще в период беременности, для них легче реагировать на состояние младенца, понимать его потребности. Применение данного метода Г.Филиппова называет способом профилактики депрессии.

Также в групповых занятиях используются методы арт-терапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотрениг, хоровое и индивидуальное пение. Специалистами, работающими в этой области, разработаны некоторые оригинальные методы. Например, проработка образа ребенка в своих ожиданиях от родов с помощью медитаций, рисунков, других видов творческой деятельности, групповое обсуждение проблем беременности и родов, освоение родового голоса и пение колыбельных песен и др. Как правило, в занятие включен тренинг поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.
Важной составляющей занятий являются групповые дискуссии, посвященные теме родительства, которые позволяют расширить палитру представлений о родительских функциях, получить необходимые навыки.

Как уже было сказано ранее, депрессия возникает по различным причинам, среди которых упоминались приобретение новой роли, завышенные ожидания. Участвуя в занятиях по подготовке к родам, будущие матери и отцы готовятся не только к самим родам, но и к новой для себя социальной роли. Таким образом, прорабатывая возможные причины возникновения депрессии во время беременности, снижается вероятность возникновения депрессии после родов.

В отечественной практике только начинаются исследования в данной области. Существует только необобщенный опыт различных специалистов, который постепенно приобретает качественные формы.

Хотелось бы заметить, что в структуре организаций, осуществляющих психологическую подготовку к родам, пока не входят социальные работники. Как отмечалось выше, одна из причин постнатальной депрессии кроется в социальной незащищенности женщин. Поэтому на мой взгляд, в команду специалистов участвующих в подготовке к родам уместно включить и представителя этой профессии.
В заключении хотелось бы отметить, что данное направление пренатальной психологии только развивается в отечественной практике. Собственный опыт работы с беременными женщинами показывает, что психологическая подготовка к родам благоприятно влияет на состояние женщин.

Выводы

Постнатальная депрессия представляет собой трудно выявляемое заболевание, которое в условиях роддомах практически не диагностируется.
Толчком для возникновения постродовой депрессии могут быть следующие факторы о которых говорилось ранее: гормональные изменения, события предшествующие родам, окружение в родах, трудности с ребенком, история жизни матери, количество детей в семье, материнский стресс, кризис в карьере, особенности личности матери, взаимоотношения в семье, социо-культурные мифы и др. Как правило, предпосылкой для возникновения постродовой депрессии выступает совокупность факторов. Один изолированный фактор не может стать причиной депрессии.
Однако, некоторые из перечисленных возможных причин могут быть весомее, чем другие в возникновении постнатальной депрессии. С другой стороны, события, происходящие в родах, такие как, тип опыта в родах, или гормональные изменения, рассматриваются как содействующие депрессии.

Принятие социальной роли матери, осознание себя в новом качестве, принятие ответственности за жизнь ребенка требуют усилий со стороны матери, и может стать причиной материнской депрессии.

Нарушение эмоционального состояния матери в послеродовой период оказывает негативное влияние на развитие ребенка, влияет на физическое, личностное, когнитивное развитие младенца.

Психологическая подготовка к беременности и родам, по мнению автора, предупреждает возможность возникновения ПДС. Принимая участие в специальных курсах, семья постепенно знакомиться с физиологией и психологией беременности и родов, осознает потребности ребенка и принимает ответственность за выполнение новой социальной роли, знакомиться с возможными трудностями, приобретает практические навыки проведения родов.

Представленный материал не исчерпывает богатства тематики, является только попыткой исследовать особенности, этиологию ПДС, влияние на развитие ребенка и способы профилактики.

Список литературы

  1. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции.— М.:Рожана.— 1995,С.22.
  2. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы.— М.: Наука, 1999. 518с., ил.
  3. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие.— М.:Жизнь и мысль, 1999.— 192с.
  4. Bagedahl-Srindlund M. Послеродовая депрессия: трудно выявляемое заболевание // Обзор современной психиатрии.— К., 1999. — Выпуск 2.— С.63
  5. Родить и возродиться. Адаптированный перевод с голландского.— М.: Издательство «Пангея», 1999.— 315с.
  6. 1984,p.293.
  7. Chalmers Beverly. Pregnancy and parenthood: heaven or hell. — South Africa.: Berev Publications, 1997.–356р.
  8. Gilbert P. Depression The evolution of powerlessness.— Hove.: LEA.— 1192, p.561
  9. Graham, H. McKee, L. The first months of motherhood. Health Education Council, London, 1981.
  10. J. Mark, G. Williams The psychological treatment of depression. — London and New-York.: Routlege.— 1992, 291p.
  11. Zajicak, E. Wolkind, S. Emotinal difficulties in married women during and after the first pregnancy. British Journal of Medical Psychology, 1980, 51, 379–385.
  12. Verny T., Rtlly J. The secret life of the unborn child. — New York.:Dell. — 1981,p.253.
Ближайшие курсы
17-18 июня |  
Данный семинар готовит специалистов для ранней диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста и дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.
16 июня |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
2-3-4 июня |  Москва
Осталось 1 место!
Семинар направлен на формирование базовых умений психологической работы с семейными (супружескими и детско-родительскими) проблемами. Программа включает теоретическую подготовку, отработку практических навыков в ходе тренинга, разбор клинических случаев, по запросу участников — супервизии.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
●  Аспирантура МГППУ
●  Магистратура МГППУ
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы