АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ

Прохоров В.Н. Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья»/ Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24–27 сентября 2013 г.-М.:OOOONEBOOK.RU.–381 с.

Уральская государственная медицинская академия (Екатеринбург).
Состояние беременных, находящихся под наблюдением акушера-гинеколога женской консультации, определяется не только соматическими показателями, но и процессами в их психической сфере. Известно, что у беременных имеет место определенная лабильность психики, наблюдается частая смена настроения от благодушно-эйфорического до негативно-тревожного и даже панического. Нередко как значимая, так и совершенно малозначимая информация может вызвать у беременной эмоциональный всплеск негативного характера с погружением в состояние страха и паники. Развившийся в результате этого патологический стресс приводит к изменению личности на биологическом, психологическом и поведенческом уровнях. При этом психическое состояние женщины может негативно влиять на физиологические механизмы развития беременности или на процессы выздоровления. В этих случаях беременной требуется неотложная психологическая помощь. По длительности проведения психотерапевтических мероприятий выделяется краткосрочная помощь в виде осуществления нескольких консультаций, нацеленную на решение конкретной проблемы, и долгосрочная помощь, ориентированная на позитивные личностные изменения пациента. Существует и экстренная психологическая помощь, которая оказывается в неотложных ситуациях при кризисных состояниях психики пациентки. Вопросы кризисных состояний психики при беременности, их причины, виды, клинические проявления, методы оказания неотложной психотерапевтической помощи, дальнейшего психологического сопровождения и реабилитации пациенток изучены недостаточно, хотя потребность в оказании данного вида помощи чрезвычайно большая.

Для беременной женщины остро травмирующим фактором не обязательно должно быть событие чрезвычайного характера, но и события, не имеющие особого социального или бытового значения и тем более не предполагающие значимых негативных последствий. Наиболее частыми причинами стресса являются: 1) сообщение о том, что она не может вынашивать беременность, и предложение прервать ее; 2) информация о неблагоприятном состоянии здоровья самой беременной, что может отразиться на состоянии ребенка; 3) данные о резком ухудшении состояния плода или наличии у него порока развития; 4) необходимость досрочного прерывания беременности; 5) изменение плана родоразрешения: вместо естественного – оперативные роды или, наоборот, когда женщине, которая готовилась к кесареву сечению, сообщают, что она может рожать самостоятельно.

Экстренная психологическая помощь (ЭПП) должна быть оказана немедленно после получения информации об остром стрессе у беременной. Местом оказания помощи может быть любое помещение. Категорически нежелательно присутствие при этом кого-либо, кроме специалиста-психолога.

Первый контакт психолога с пациенткой очень важен, практически всегда он является определяющим. Перинатальный психолог должен предстать перед беременной: 1) доброжелательным и неформально заинтересованным в успехе человеком; 2) уверенным профессионалом, хорошо владеющим конкретной клинической информацией и навыками помощи в данной ситуации; 3) специалистом, который обязательно доводит дело до положительно результата.

Следует учитывать особенности общения с беременной: 1) спокойный, абсолютно уверенный и доброжелательно-деловой тон, не должно быть проявлений выраженного сочувствия (это вызывает усиление жалости к себе); 2) говорить необходимо, практически не прерываясь, постепенно втягивая женщину в беседу, задавая простые вопросы по существу имеющейся ситуации; 3) желательно использовать изменения тембра голоса, умеренную позитивную эмоциональность, внутреннюю оптимистичность тона.

В начале беседы задаются общие вопросы о самочувствии, далее — об образовании, работе, семье, течении беременности с постепенным переходом к разговору о стрессовой ситуации. В процессе беседы происходит обсуждение всех обстоятельств ситуации и получение беременной ответов на наиболее волнующие ее вопросы: 1) каковы клинические и лабораторные данные, отражающие состояние здоровья самой женщины и ребенка; 2) являются ли имеющиеся отклонения в течении беременности, состоянии здоровья обоих значимыми и что можно сделать для их оптимизации; 3) что можно сделать для успешного завершения беременности и рождения здорового ребенка; 4) что ей предстоит в дальнейшем (обследование, подготовка к родам, вид родоразрешения); 5) как ей правильно относиться к данной ситуации.

В дальнейшем необходимо объяснить беременной, какова ее собственная роль в подготовке к родам и родоразрешении, а также после выписки из стационара. Следует также рассказать о подобных случаях из прошлой практики, постараться привести положительные примеры и дать рекомендации по общению с мужем, родителями, другими родственниками, знакомыми и сослуживцами. В конце беседы постараться создать у женщины позитивный настрой и полную уверенность в возможности обрести в будущем ребенка. Последующие встречи с беременной должны осуществляться ежедневно вплоть до выписки из стационара, а в дальнейшем – в режиме реабилитации. Для создания психологически спокойной атмосферы необходимо обеспечить максимально корректное отношение со стороны медицинского персонала и решить вопросы о встрече с мужем и родителями.

При оказании экстренной психологической помощи наиболее эффективными являются псих техники: 1) рациональная психотерапия с элементами суггестии; 2) эриксоновский гипноз и 3) психосоматическая релаксация. В дальнейшем используются аутогенная тренировка; телесно- ориентированная психотерапия; музыкотерапия; библиотерапия; ландшафтная терапия.

Ближайшие курсы
15-16 июля |  Москва
Данный семинар готовит специалистов для ранней диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста и дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.
2 июля |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы