АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВ МАТЕРИНСКОГО И ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Г.Г Филиппова

Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте

Тезисы доклада на конференции, посвященную памяти К.С. Лебединской, Москва, 1995

Подростковый возраст является периодом «обострения влечений» (Лебединская К.С. и др. в кн. «Подростки с нарушениями в аффективной сфере»,М.,Педагогика,1988), когда все нарушения в психическом развитии выступают особенно ярко. Особенно это касается развития мотивационных основ поведения, в частности мотивационных основ материнского и полового поведения.
Материнское поведение (в широком смысле — родительское) и половое поведение объединяются в репродуктивную сферу поведения и направлены на решение единой биологической задачи — продолжение рода. Однако, содержание указанных форм поведения, в частности, их мотивационных основ имеет существенное различие.
Особенностью развития мотивационных основ материнского поведения и мотивационных основ полового поведения в онтогенезе является то, что, в отличие от других форм поведения, реализация формирующихся психических структур происходит уже во взрослом состоянии. Становление рассматриваемых мотивационных основ проходит ряд этапов, имеющих свое содержание и возрастную отнесенность (сензитивные периоды).Под содержанием понимается развитие психофизиологических структур данной потребностномотивационной сферы, процесс опредмечивания мотивации, формирование социокультурных основ поведения и т.д.

Спецификой репродуктивной сферы является то, что удовлетворение лежащих в ее основе потребностей не носит витальный характер.Нереализация рассматриваемых форм поведения в жизни индивида опосредованно влияет на его психику и, в конечном счете, личность.

В связи с этим с биологической точки зрения необходимо существование эффективного потребностно-мотивационного механизма, обеспечивающего стремление субъекта к реализации этих форм поведения. Таким механизмом являются половая потребность и потребность в заботе о ребенке, лежащие в основе соответствующих мотивационных образований, регулирующих половое и материнское поведение. Названные выше особенности этих сфер поведения требуют и специфических условий, обеспечивающих их правильное и своевременное формирование в онтогенезе.

Особенность человека состоит в том, что содержание выделенных периодов развития мотивационных основ материнского поведения и мотивационных основ полового поведения испытывает сильное ( в некоторых случаях — рещающее) влияние социо-культурного фактора. Эксплуатация этого фактора в процессе воспитания детей без грамотной опоры на имеющиеся биологические основы развития мотивационных основ может привести к нарушению и даже извращению рассматриваемых форм поведения.

Мотивационные основы материнского поведения и мотвационные основы полового поведения имеют различный путь развития в онтогенезе. Однако, некоторые психофизиологические основания этих форм поведения являются близкими, а, возможно, и общими. Это в первую очередь касается тактильной чувствительности, которая рассматривается как одна из составляющих формирования мотивационных основ материнского и полового поведения.

Тактильно-физический контакт очень важен как в сфере материнского поведения, так и в половом поведении. В материнском поведении потребность в физическом контакте обеспечивает необходимое влечение матери к ребенку, стимулирует ее предоставить ребенку условия, необходимые для успешного развития его психики и является важным фактором установления и регулирования взаимосвязи матери и младенца. В половом поведении тактильно-физический контакт является, возможно, самым главным фактором, так как вся стимуляция, обеспечивающая половое влечение (удовлетворение половой потребности) основана на тактильных ощущениях.

Некоторые зоны тела, тактильная стимуляция которых задействована в опредмечивании мотивации материнского поведения и полового поведения, перекрываются (например, ротовая область, область груди, сосков, ладони рук, общая поверхность кожи). Содержание же ощущений при реализвции разных форм поведения — различно.
Результаты ислледования развития мотивационных основ материнского поведения и мотивационных основ полового поведения в онтогенезе на сравнительно-психологическом материале позволили выделить ряд этапов развития рассматриваемых мотивационных основ в онтогенезе. При этом подростковый возраст является периодом дифференциации мотивационных основ материнского поведения и мотивационных основ полового поведения, что в первую очередь касается именно развития тактильно-физического контакта. В отношении мотивационных основ это означает отнесение соответствующих тактильных ощущений в определенную мотивационную сферу.

В подростковом возрасте происходит опредмечивание половой потребности, в частности на гормональном фоне активно формируются эрогенные зоны.К этому моменту тактильный блок мотивационных основ материнского поведения должен быть уже опредмечен, что происходит на предыдущих этапах развития материнского поведения (в период общения со взрослыми, в первую очередь — с матерью, в младенчестве, и в период «няньчания», предшествущий половому созреванию).Тактильный компонент уже должен иметь определенную мотивационную отнесенность и запускать соотвествующие эмоции — отношение к младенцу.

При нарушении в формировании мотивационных основ материнского поведения (недостатки в тактильных контактах с матерью, в более старшем возрасте — с младенцами) соответствующая «пустота» заполняется мощно созревающей половой мотивацией, и тактильный компонент перестает «работать» на материнское поведения. Это может повлечь за собой нарушения в мотивационных основах материнского поведения женщины, нарушить и даже извратить ее отношение к младенцу.
С другой стороны, угнетение опредмечивания мотивационных основ полового поведения, что собенно касается тактильного компонента, так как именно он находится под «социальным запретом», может повести к искажению полового поведения. Влияние такого рода нарушений на взаимоотношение матери с младенцем хорошо изучено и является одним из теоретических оснований в построении методологии ряда психотерапевтических направлений.

Таким образом, «правильный» путь развития мотивационных основ материнского поведения и мотивационных основ полового поведения в онтогенезе гарантирует своевременную дифференциацию тактильного компонента этих сфер поведения. Сформулированный подход дает возможность диагносцировать и корректировать развитие мотивационных основ репродуктивной сферы поведения.

Для диагностики могут применяться рисуночные тесты, наблюдение за игрой в «дочки-матери» (ее содержание и операциональный состав), наблюдение за взаимоотношением с матерью, клиническая беседа, беседа с родителями и др.

В качестве коррекционных методов могут быть предложены следующие:

  • Игротерапия (для коррекции физического контакта между матерью и ребенком, коррекция содержания и обогащение операционального состава сюжетно-ролевой игры и т.д.).
  • Групповой и индивидуальный тактильно-физический психотренинг.
  • Анималотерапия (общение с животными, в частности с детенышами млекопитающих для коррекции эмоциональной окраски тактильного контакта и др.)
Ближайшие курсы
2-3-4 июня |  Москва
Скидка до 1 мая!
Семинар направлен на формирование базовых умений психологической работы с семейными (супружескими и детско-родительскими) проблемами. Программа включает теоретическую подготовку, отработку практических навыков в ходе тренинга, разбор клинических случаев, по запросу участников — супервизии.
12-13-14 мая |  Москва
Действует скидка до 1 мая!
Для психологов, имеющих опыт работы в других областях психологии, начинающих консультативную деятельность, а также, просто желающих повысить свою профессиональную компетенцию.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
●  Аспирантура МГППУ
●  Магистратура МГППУ
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
Подпишитесь на анонсы курсов и новости Центра
Email рассылки Блог Psymama.ru Страница Psymama на facebook Psymama ВКонтакте