АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ МАТЕРИНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Г.Г. Филиппова
Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Ценр Психического Здоровья РАМН

Эволюция структуры материнского поведения

Одной из основных задач эволюционной психологии является выработка научных средств (теоретического подхода, категориального аппарата, методов исследования) для изучения преемственности развития психики на дочеловеческом и человеческом уровне.

На данном этапе развития эволюционной психологии продуктивным оказывается применение структурного подхода к анализу развития психики, основы которого были заложены А.Н. Леонтьевым.

При анализе поведения субъекта можно выделить отдельные мотивационно-потребностные сферы поведения (МПСП). По специфике потребностей их можно разделить на две основных группы: «витальные для индивида» и «витальные для вида» (рабочие определения). Ко второй группе относится репродуктивная сфера поведения, которая состоит из двух самостоятельных сфер: полового поведения и родительского поведения (РП). Они взаимосвязаны по отношению к репродуктивной функции как способу существования вида. Однако, их связь не представлена на субъективном уровне.

«Невитальность» для субъекта основной потребности РП требует обеспечения ее специфическим аппаратом, обуславливающим успешность репродуктивной функции. На субъективном уровне это представлено потребностью в заботе о потомстве. На различных эволюционных этапах развития РП различно: от создания условий для созревания яйца до длительной заботы о детенышах. По логике эволюционного развития наиболее значимым для дочернего индивида становится поведение матери, которое непосредственно влияет на формирование образа мира субъекта.

В онтогенезе развитие материнского поведения (МП) имеет свои этапы, обеспеченные сензитивными периодами, в течение которых формируются неспецифические и специфические структуры для данной МПСП. Можно выделить пять основных этапов развития МП в онтогенезе: взаимоотношение с матерью, игровой период, период няньчания, дифференциация мотивационных основ полового и материнского поведения, собственные первые роды.

Продолжительность этих этапов, их содержание и соотношение неспецифических и специфических структур, формирующихся в каждом сензитивном периоде имеет свои особенности на каждом эволюционном уровне. Полностью они представлены только у животных, осуществляющих заботу о детенышах, в онтогенезе которых представлен игровой период развития (т. е. на интеллектуальной стадии развития психики).

Ближайшие курсы
10 ноября  |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
17-18-19 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка
4-5 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар ориентирован на специалистов, которые занимаются психологическим сопровождением женщин и супружеских пар, использующих ЭКО. На семинаре будет рассмотрен период от поддержки при постановке диагноза «бесплодие» и неудачных попытках оплодотворения, помощи при включении в протокол ЭКО и в дальнейшей беременности, до первых лет жизни ребенка, включая вопросы его психического развития, функционирования диады «мать — дитя», особенностей материнской сферы женщин, зачавших путем ЭКО.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы