АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЦОВСТВА

Авторы: Иглина Н.Г, Магденко О.В., Калиниченко Н.А.
Новосибирский Государственный Педагогический Университет

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изу­чению роли матери, влияния материнства на личностное развитие женщины и ребенка (Про­кофьева Л.М., Валетас М.Ф., 2002; Филиппова Г.Г., 2002 и др.). Проводилось изучение беременности в филогенетическом (Филиппова Г.Г., 1995–1999), психофизиологическом аспектах (Emde R.N., 1982; Вегns В., Нау F., 1988; Батуев А.С, 1996; Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В., 1995 и др.), исследовались особенности психологической го­товности к материнству (Боровикова Н.В., Федоренко С.А., 1997; Коваленко Н.П., 2001,Мещерякова С.Ю., 2000 и др.).

В тоже время остаются мало изученными вопросы, касающиеся роли отца в развитии, воспитании и социализации ребенка, недостаточно разработана тема формирования отцовства, психологических условий развития личности отца. Понимание этих процессов необходимо при составлении программ психологического сопровождения семьи, ожидающей ребенка. Изучение данной темы охватывает широкий круг проблем: исторических, психофизиологических, различных аспектов семейной психологии, а также психологии личности и детской психологии (Кон И.С., 1988; Дольто Ф., 1997; Дик-Рид Г., 1997; Овчарова Р.В.,2003 и др.).

Таким образом, в отечественной психологии это — одна из самых мало изученных и неразработанных проблем. Мы не должны забывать, что именно родительство, является одним из важнейших этапов жизни человека, приходящимся на возрастной период взрослости. Родительство во многих культурах, так или иначе, связано с понятием зрелость. Кроме того, становясь родителем, человек проходит определенный этап развития своей личности. Э. Фромм видел в родительстве возможность реализации способности любить и партнера, и ребенка. Г. Крайг (2000) считает родительство высшей фазой как в индивидуальном развитии отца и матери, так и в развитии пары в целом — развитии идентичности интимности с близким человеком.

Отцовство, в литературе, исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в аспектах гендерной психологии, психологии личности, как фактор, влияющий на изменения личностных характеристик, а также в рамках детской психологии, исследуется влияние отца на развитие личности ребенка (Абрамова Г.С., 1097; Werneck H.,2001).

Большинство зарубежных ученых (в том числе и психофизиологи) считают и научно обосновывают тот факт, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет (Werneck Н., 2001). Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями. Некоторые исследования показали, что в процессе «становления отца», еще в период беременности партнерши, в организме мужчины, как и женщины, происходят гормональные изменения. В течение всего периода беременности у мужчины — будущего отца понижается уровень тестостерона в крови (Werneck Н., 2001). Беспокойство и желание разделить с супругой ее тяготы, вызванные беременностью, могут быть настолько сильными, что мужчина начинает испытывать те же физиологические симптомы, что и его жена, например тошноту по утрам. По результатам недавно проведенного в Америке обследования 23% будущих отцов страдают таким синдромом сопереживания (Lepkin, 1982).

Кроме того, во многих зарубежных исследованиях прослеживается тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения (Werneck Н., 2001). Например, по статистическим данным в Германии 90% отцов на сегодняшний день присутствуют при рождении своего ребенка — это не просто веяние моды и наблюдение стороннего обывателя — это соучастие и сопереживание процесса родов вместе с супругой и ребенком (Gerhard A., 1999; Werneck Н., 2001).

В России на фоне падения рождаемости, увеличения частоты ранних, а также внебрачных рождений, роста числа отказов от детей и даже их убийств, нарастания эмоционального отчуждения между членами семьи, — проблема взаимодействия отца и ребенка остается менее освещенной. Доля внебрачных рождений (на 100 родившихся) выросла с 1960 по 2001 год с 13,1 до 28,8. В 2003 году они составили 29,7% общего числа новорожденных. Кроме того, нужно иметь в виду, что только треть внебрачных рождений признается отцами. Все больше детей воспитывается в незарегистрированных браках (к1996 году в них состояло 14% женщин, в 1999 году — 17,4%, а в 2003 году уже около 22%). Число браков на 1000 населения уменьшилось с 1979 по 2002 год с 10,6 до 6,7. В сочетании с увеличением количества разводов (показатель в России один из самих высоких в мире), это способствует росту социальной и психологической безотцовщины. Заметно ослабели и психологические установки на рождение детей.

В связи с этим целью нашего исследования было: выяснить психологическое состояние будущего отца в период беременности супруги.

Данное исследование проводилось на базе женской консультации ЦКБ СО РАН и Центра Новых Медицинских технологий в Академгородке Новосибирска в период с 2004–2005 годы. Объектом исследования были 36 супружеских пар, ожидающих рождения ребенка. Были использованы следующие методики исследования:

  1. Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла 16РF.
  2. Тест «Уровень субъективного контроля», который использовался нами в версии А.А. Реана.
  3. Анкета для супружеских пар, готовящихся к осознанному родительству.
  4. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина.

Анкетирование проходило в начале психопрофилактических занятий по подготовке супружеских пар к рождению ребенка и по окончании. Основными задачами курсов были:

— научить женщину родовому поведению (позы, дыхание, голос, водные процедуры, массаж);

— обучить мужа механизмам помощи жене до и после родов;

— обучить семейную пару методам саморегуляции и самоконтроля;

— способствовать активизации творческого потенциала семьи.

Исследуя семейное положение семейных пар, установлено, что 29 семейных пар из 36 состоят в зарегистрированном браке — это составляет 80%, 4 пары живут гражданским браком — это 14%, а две пары, готовящиеся к рождению ребенка 6%, живут отдельно.

Отвечая на вопрос анкеты, «Какой брак по счету» 86% женщин и 83% мужчин ответили, что в браке состоят в первый раз, 11% женщин и 14% мужчин во второй раз, и по 3% состоят в третьем браке.

Отрицательного отношения к беременности у 86% женщин не наблюдается, 8% женщин ответили, что отрицательное отношение к ее беременности возникли у мужа и 6% на работе.

Большинство пап и мам (55%) связывают роды с прохождением препятствий и 22% женщин связывают с символами «цветы и плоды». Это говорит о позитивных представлени­ях и предстоящих родах как нормальном природном явлении и об отсутствии эмоционального подсознательного напряжения (Коваленко-Маджуга Н.П., 2001). Одним из ведущих фак­торов успешного протекания беременности, как мы выяснили в ходе исследования, является роль мужа. Оценивая психологическую связь отца с еще не рожденным ребенком, мы уста­новили, что в начале беременности только 27% опрошенных чувствуют эту связь, тогда, как к концу беременности уже 82% отцов указывали, что они чувствуют психологическую связь и испытывают определенные чувства к пока еще не рожденному ребенку.

Анализируя психологическое состояние отцов на первое шевеление плода у супруги, было установлено, что на ранних сроках беременности 73% опрошенных испытывают реактивную тревогу, 19% испытали радость, и у 8% возник интерес.

Представило интерес выяснить, с чем связана тревога отцов при внутриутробном шевелении плода у супруги. Так, по шкале реактивной и личностной тревожности было установлено, что 55% отцов отмечают, что тревога связана со здоровьем будущего ребенка и 18% опрошенных испытывают волнение за малыша и за состояние здоровье будущей матери. Обращает внимание, что 27% мужчин затруднились назвать причину своей тревоги. Однако, после цикла проведенных семейных психологических консультаций, тренингов и психопрофилактических занятий для супружеских пар, мы обнаружили, что реактивная тревога у будущих отцов снизилась и составила к концу беременности супруги только 18%.

73% мужчин отмечают, что их психологическое состояние после цикла проведенных тренингов, психологических консультаций стало более уравновешенное, спокойное и они стали более внимательными к здоровью своей супруги.

Супружеские пары, которые налаживают психологический контакт с ребенком еще до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей (Овчарова Р.В., 2003). Женщины ведут себя адекватно в родах, более подготовлены к материнской роли. Мужчины осознают ответственность и важность своего участия в период беременности супруги, а также чувствуют психологическую связь с пока еще не родившимся ребенком (Бертин А., 1999; Захаров А.И., 1994).

На основании полученных результатов по опроснику Кеттелла 16РF можно констатировать, что мужчины (будущие отцы) более удовлетворены жизнью, верят в удачу и рискуют взвешенно (факторы: Н=6 и F=7); им свойственен большой самоконтроль (фактор: Q3=11); они более склонны к соблюдению социальных норм и правил поведения, терпимы и ответственны (фактор: G=9); менее подозрительны (фактор: L=4); более практичны (фактор: M=2), что соответствует выделенным на основе анализа теоретических источников критериям развития личности и параметрам личностного развития. Семейные психологические консультации, тренинги и психопрофилактические занятия для супружеских пар нормализовали психологическое состояние будущих отцов, значительно укрепили эмоциональную связь матери и отца с ребенком (фактор эмоциональной чувствительности: I=8). Также эти данные подтверждаются результатами анкетирования будущих отцов, которые оценивают себя после рождения ребенка, как более ответственных, более терпимых, чем до рождения ребенка. Их констатация изменений в отношении к ним окружающих может быть интерпретирована, как свидетельство дальнейшей социализации. Можно говорить, о том, что и по критериям «Уровня субъективного контроля» (Реана А.А.) рождение ребенка для данной группы мужчин связано с развитием личности отца, так как нами были выявлены возрастание ответственности, терпимости и более выраженное социальное мышление у будущих отцов по сравнению с мужчинами, не имеющими детей.

На базе кафедры анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского Государственного Педагогического Университета совместно с Международным Институтом Психологии и Управления (Санкт-Петербург) в рамках дополнительного образования регулярно проводятся курсы по перинатальной психологии. Данный курс включает: изучение теоретических основ перинатальной психологии, эмбриологии человека, этнопедагогики, психофизиологии беременной женщины, освоение практических методов перинатальной психологии, методов психопрофилактики болевого синдрома в родах, немедикаментозных методов оздоровления матери иребенка и др. Данный курс разработан для студентов старших курсов с целью подготовки к семейной жизни и формированию осознанного отношения к родительству. Авторами было подготовлено электронное пособие «Будущему папе!»

Данное пособие ставит целью показать роль отца в процессе пренатального развития ребенка. Акцентируется внимание на необходимых обязанностях отца в период подготовки супруги к родам. Раскрываются теоретические основы перинатальной психологии и подготовки к осознанному родительству, даются практические советы будущему отцу для данного периода. Уделяется внимание вопросам безопасности в период развития ребенка. Данное пособие предназначено, в первую очередь: для родителей, психологов, педиатров, студентов вузов.

Разработанное электронное пособие можно рекомендовать школам материнства, пе­ринатальным центрам и будущим родителям с целью осознанного подхода к рождению ребенка.

Ближайшие курсы
10 ноября  |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
17-18-19 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка
4-5 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар ориентирован на специалистов, которые занимаются психологическим сопровождением женщин и супружеских пар, использующих ЭКО. На семинаре будет рассмотрен период от поддержки при постановке диагноза «бесплодие» и неудачных попытках оплодотворения, помощи при включении в протокол ЭКО и в дальнейшей беременности, до первых лет жизни ребенка, включая вопросы его психического развития, функционирования диады «мать — дитя», особенностей материнской сферы женщин, зачавших путем ЭКО.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы