АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

СВЯЗЬ МЕЖДУ БАЗОВЫМИ КАЧЕСТВАМИ МАТЕРИ И ЕЕ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Исенина Е.И., Барановская Т.И.

Связь между базовыми качествами матери и ее социоэкономическими характеристиками
(при взаимодействии с ребенком в возрасте 3–4 мес.)

Данная работа является частью лонгитюдного исследования таких базовых качеств матери как «принятие», «отзывчивость», «мать как субъект обучению общению», «мать как субъект обучения действиям с предметами» и их связи с психическим развитием детей младенческого и раннего возраста. (Исенина (1), Исенина Е.И., Барановская Т.И. (2), Попцова (3) и др.)

Под принятием понималось безусловное эмоционально-теплое отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, что исключает постоянное раздражение матери и применение физических наказаний.

Отзывчивость проявляется в сложной структуре поведения матери, включающей в себя эмпатическое понимание матерью ребенка, внимание к нему и адекватную реакцию на его действия, коммуникацию и состояние.
Качество матери «субъект обучения общению» включает мотивацию матери научить ребенка общаться, умение устанавливать внимание ребенка к предмету разговора, организовать очередность в разговоре, правильно дозировать порцию самостоятельного разговора ребенка (соответственно его возможностям), исправлять ошибки, поддерживать, побуждать к продолжению разговора, обучать принципам обработки лингвистической информации.

Качество матери «субъект обучения действиям с предметами» включает в себя мотивацию развивать ребенка, умение устанавливать внимание ребенка к предмету, побуждать его к самостоятельному решению поставленной задачи, исправлять его ошибки, поощрять, правильно дозировать новую для ребенка информацию, давать указания соответственно уровню развития и возможностям ребенка, развивать его умения и мышление.

В лингитюдном исследовании развития базовых качеств матери участвовало 28 матерей в возрасте 19–35 лет, начиная с 3 триместра беременности. В данной статье рассматривается связь между базовыми качествами матери, взаимодействующей с младенцем в возрасте 3–4 месяцев, и социоэкономическим статусом этих женщин в 3 триместре беременности, а также механизмы влияния социоэкономических характеристик на базовые качества матери.

В состав социоэкономических показателей входил денежный доход на члена семьи, число комнат на человека, уровень благоустройства квартиры, образование мужа, образование женщины, образование отца и матери женщины, алкоголизация женщины, алкоголизация мужа женщины, возраст женщины, до какого возраста женщина проживала с матерью. Были определены коэффициенты корреляции (КК) между базовыми качествами матери (КМ), их характеристиками (ХКМ) и показателями социоэкономического статуса женщин.
Рассмотрим вопрос о том, какие социоэкономические характеристики наиболее влияют на какие качества и характеристики матери и обсудим возможные причины этого влияния.

Результаты корреляционного анализа (см. Таблицу № 1) свидетельствуют о том, что одни социоэкономические характеристики более влияют на КМ и ХКМ чем другие. Если вычислить число корреляций каждой социоэкономической характеристики, то обнаружится, что некоторые социоэкономические показатели имеют от 8 до 16 связей с КМ и ХКМ, а другие — от одной до пяти (см. таблицу № 1, где отрицательные и положительные корреляции обозначены с помощью знаков — и + ).
Наиболее влияют на КМ и ХКМ показатели «до какого возраста женщина проживала со своей матерью» (11 корреляций), алкоголизм — 12 корреляций (причем алкоголизм мужа более вреден для развития КМ и ХКМ, чем алкоголизм жены), образование мужа (10 корреляций), проживание с отцом ребенка (8 корреляций.

Число положительных и отрицательных корреляций социоэкономических показателей с КМ и ХКМ
Виды показателей

Число КК

Социальные

Возраст женщин

–4

Роль мужа (отца ребенка)

Наличие мужа

+5

Проживание отца с ребенком

+8

Образование мужа

+10

Алкоголизм

Матери

–3

Отца

–8

До какого возраста женщина проживает с матерью

–11

Образование отца женщины

–1

Экономические

Доход на одного человека

–3

Благоустроенность квартиры

+4

Кол-во комнат на человека

+3

Социальное функционирование мужа (отца ребенка) является одним из самых значимых положительных факторов, влияющих на развитие КМ и ХКМ, начиная от «наличия мужа» (+5 КК) до «проживание матери с отцом ребенка» (+8 КК) и «уровня образования мужа» (+10 КК). (+4 КК, + 8 КК). Наиболее важными отрицательными факторами является алкоголизм мужа и показатель возраста, до которого женщина проживала с матерью —(–8К и –11К соответственно).

Рассмотрим, каковы механизмы влияния социоэкономических факторов на развитие КМ и ХКМ. Результаты корреляционного анализа показывают, что для разных КМ и ХКМ важными являются различные социоэкономические характеристики женщины. Для принятия матери и его характеристик наиболее важен возраст женщины и алкоголизация женщины и мужа.

Исходя из того, что «желательность беременности» имеет высокую положительную корреляцию (КК=0,38) с положительным эмоциональным отношением к ребенку и с запланированностью беременности (КК=0,33), можно заключить, что и желательность, и запланированность беременности свидетельствуют о теплом эмоциональном отношении к ребенку. В то же время возраст женщины согласно данным общего корреляционного анализа имеет высокую отрицательную корреляцию с показателями теста Люшера во время беременности (КК= — 0,39 р<0,04), что свидетельствует об отрицательных или амбивалентных чувствах женщины во время беременности у женщин более старшего возраста. Таким образом, положительные связи КМ «принятие» и его характеристик с «запланированностью» и «желательностью» беременности и отрицательные связи с «алкоголизмом матери, мужа» и «возрастом матери», могут свидетельствовать о роли положительного и отрицательного отношения женщины к ребенку во время беременности в развитии Ка «принятие» и его характеристики в то время, когда ребенку исполняется 3–4 мес..

Что касается КМ «отзывчивость», то для этого качества и его характеристик согласно данным корреляционного анализа наиболее важен показатель «алкоголизм жены и мужа» и «образование мужа». Если наличие алкоголизма свидетельствует о важности для отзывчивости теплого эмоционального отношения к ребенку, то образование мужа согласно общему корреляционному анализу положительно связано с образованием женщины (КК=0,56, р<0,01), с образованием матери женщины (КК=0,83), с отсутствием психотизма у женщины (КК=–0,53), с совместным с матерью проживанием отца ребенка (КК=0,60), с положительным отношением к мужу (р=0,32). Таким образом, здесь также можно предположить влияние на развитие КМ и ХКМ эмоционально-теплого отношения к ребенку, перенос положительного отношения к мужу у женщины на ребенка, а также влияние на Ка «отзывчивость» сильного «Я» женщины и ее уровня умственного развития. Согласно полученным данным (3), действительно, отзывчивость как качество имеет высокие отрицательные корреляции с психотизмом, положительные корреляции с образом мужа, а его характеристика «адекватное реагирование» — с психотизмом (КК= — 0,43), образом мужа (КК = 0,37) и эмпатией (КК= 0,32).
Для качества матери «субъект обучения общению» (СОО) и его характеристик наиболее присуща отрицательная связь с тем, до какого возраста женщина проживала с матерью и с алкоголизмом мужа. Общий корреляционный анализ показывает, что фактор «до какого возраста женщина проживала с матерью» положительно связан с психотизмом женщины (КК= 043), со взглядом на необходимость «доминирования матери» (КК =0.37) и отрицательно — с совместным проживанием отца ребенка (КК= — 0,32). В то же время сама личностная характеристика «доминирование матери» имеет высокие статистически значимые положительные связи с такими личностными характеристиками женщин нашей группы как взгляды об «исключении внесемейных влияний на ребенка» (КК=0,43), «подавление воли ребенка» (КК=0,40), «подавление агрессивности ребенка» (КК=0,36), «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» (КК=0,33) и «стремление ускорить развитие ребенка» (КК=0,32). Из этого можно заключить, что такой фактор «до какого возраста женщина проживала с матерью», свидетельствующий о развитии автономии женщины, может способствовать развитию психотизма и влиять на развитие ее авторитарных взглядов по отношению к ребенку. Все эти личностные характеристики, а также положительное эмоциональное отношение к ребенку имеют высокие статистически значимые положительные связи с КМ СОО. Таким образом, можно сделать вывод, что социальные факторы не только непосредственно влияют на СОО (например, «алкоголизация мужа» и «алкоголизация женщины»), но и связи социальных характеристик женщины с СОО опосредствуются связью с личностными характеристиками женщины, влияющими на СОО.

Для КаМа «субъект обучения действиям с предметами» (СОДП) важна социальная характеристики «до какого возраста женщина проживала с матерью» (высокие статистически значимые отрицательные корреляции (5КК из 7 возможных), а также характеристика «проживание с отцом ребенка» (5КК из 7), «образование мужа» (5КК из 7), «наличие мужа» (5 КК из 7), т. е. социальные характеристики, связанные с отцом ребенка.
Согласно данным общего корреляционного анализа показатель «совместное проживание с отцом ребенка» имеет высокие статистически значимые корреляции с образованием мужа (КК=0,60), психотизмом (КК=0,40), с высоким умственным развитием матери (КК=0,40), с наличием мужа (КК=0,80). Показатель образования мужа (как было указано) значимо положительно связан с уровнем умственного развития матери согласно данным теста Векслера, с положительным отношением женщины к мужу, с образованием матери и отрицательно — с психотизмом. Показатель «до какого возраста женщина проживала с матерью», как было указано, отрицательно связан с запланированностью беременности, (КК= — 0,42), положительно — с психотизмом, с доминированием матери, с совместным проживанием с отцом ребенка. Можно сделать вывод, что качество матери СОДП при наличии социоэкономических показателей, касающихся наличия мужа, совместного проживания матери с отцом ребенка, образования мужа связано с рядом психологических факторов, таких как «уровень интеллекта матери», «положительное отношение к мужу и ребенку», наличие или отсутствие сильного Я (психотизма). А именно эти личностные качества являются наиболее влияющими на СОДП согласно данным корреляционного анализа между КМ, ХКМ и психологическими качествами матери (3).

Качества «содействие в общении» и «содействие в игре с предметами», связаны с социоэкономической характеристикой «образование мужа», с показателями алкоголизма женщины, с характеристикой «до какого возраста женщина проживала с матерью». Эти показатели связаны с положительным отношением к ребенку, с умственным развитием матери и силой «Я», а для «содействия в игре с предметами» умственное развитие матери играет большую роль, чем для «содействия в общении». Те же связи наблюдаются между СОДП и этими психологическими характеристиками женщин (3).

Отсюда можно сделать вывод о механизмах влияния социальных характеристик на КМ И ХКМ. Социальные характеристики влияют на развитие качеств матери через ее психические качества, формирующиеся в данных социальных условиях в настоящем или в прошлом.
Можно представить себе социоэкономический портрет хорошей матери. Это женщина более молодого возраста, начавшая свою самостоятельную жизнь вне материнского дома, у нее есть муж, который проживает с ней, ни она, ни муж не злоупотребляют алкоголем, у них благоустроенная квартира, где достаточно места, чтобы разместиться всем, доход в семье такой женщины не является высоким.

Литература

  1. Исенина Е.И. Особенности присвоения форм и значений культуры в раннем детстве и качества матери //Философия языка и семиотика. Иваново, 1995.
  2. Исенина Е.И., Барановская Т.И. О предпосылках базовых качеств матери. //Теория языка и речи: история и современность. Иваново, 1999. 176–182.
  3. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Базовые качества матери и психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста. Отчет по гранту РГНФ, 1999, 106с. (рукопись).
Ближайшие курсы
9-10 сентября |  Москва
Для перинатальных специалистов, желающих расширить свой арсенал методов и техник практической работы в беременными женщинами в группе и индивидуально;
22-23-24 сентября! |  Москва
Применение арт-терапии и этнотерапии дает в руки перинатального психолога как диагностический, так и психотерапевтический инструментарий для успешного решения проблем, связанных со страхами родов, переживаниями по поводу состояния здоровья ребенка и т.д.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы