АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

МАТЕРИНСТВО РАЗВИВАЕТ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Nature. 1999. V.402. № 6758. P.137

Для самок почти всех видов животных рождение и воспитание детенышей —ключевой момент жизни. У них появляется множество новых забот и обязанностей: надо обеспечить детенышей кормом, построить надежное гнездо для их безопасности. Все это требует активизации умственных способностей. Американские ученые К.Кинсли и Л.Мадония с коллегами (C.H. Kinsley, L.Madonia et al.) изучали поведение самок крыс Спрэг-Доули в восьмилучевом радиальном лабиринте, где они должны были отыскать приманку в конце каждого из восьми коридоров. При этом считалось ошибкой, если животное заходило в коридор, где оно уже побывало ранее. Среди крыс были как многократно рожавшие и выкармливавшие потомство, так и нерожавшие. Оказалось, что с первых дней рожавшие крысы делали значительно меньше ошибок, чем нерожавшие.

В другом эксперименте участвовали три группы крыс Лонг-Эванс: нерожавшие, рожавшие и крысы-воспитатели (выкармливающие чужих детенышей). Использовали сухой вариант водного лабиринта Морриса, в котором крыса должна отыскать пищевое подкрепление. В этом случае и рожавшим крысам, и воспитателям требовалось меньше времени для нахождения пищи, чем нерожавшим. Повышение способности к обучению авторы связывают с влиянием стероидных гормонов.

Показано, что в период подготовки к размножению гормоны эстрадиол и прогестерон вызывают увеличение количества апикальных дендритов у нейронов в гиппокампе. Это ведет к увеличению суммарной поверхности синапсов, что благоприятно для обучения и памяти (гиппокамп особенно важен для пространственной памяти). Во время беременности содержание стероидных гормонов еще более возрастает и увеличивается поверхность синапсов в медиальной преоптической области (часть коры головного мозга, связанная с материнским поведением). Таким образом, убеременных самок активированы обе структуры: медиальная преоптическаяобласть непосредственно обеспечивает заботу о детенышах, а гиппокамп контролирует поведение, требующее пространственной ориентации, например поиск пищи, защита от врагов. Рождение и воспитание потомства авторы рассматривают как ситуацию, приводящую к обогащению среды, в которой обитают самки.

Детеныши дополнительно стимулируют самок при кормлении, облизывании, обнюхивании, чистке. Известно, что обогащение среды, в которой содержатся лабораторные животные, влияет на развитие мозга и поведение.

Механизм тот же — увеличение количества дендритов и площади межнейронных контактов. По-видимому, сходным образом влияет и материнство. Самка и детеныши взаимно обогащают друг друга, что благоприятно сказывается на развитии их мозга и поведении.

Вероятно, не все женщины безоговорочно согласятся с таким выводом, поскольку в человеческой жизни все гораздо сложнее. Современная женщина имеет множество социальных ролей, материнство — далеко не единственная.

Ближайшие курсы
9-10 сентября |  Москва
Для перинатальных специалистов, желающих расширить свой арсенал методов и техник практической работы в беременными женщинами в группе и индивидуально;
22-23-24 сентября! |  Москва
Применение арт-терапии и этнотерапии дает в руки перинатального психолога как диагностический, так и психотерапевтический инструментарий для успешного решения проблем, связанных со страхами родов, переживаниями по поводу состояния здоровья ребенка и т.д.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы