АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА РОДИТЕЛЬСТВА И ХАРАКТЕР ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Захарова Е.И.
Журнал «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы», 2010, № 4, С. 33–37

В настоящее время большое внимание уделяется изучению родительской роли. Обусловлено это тем, что в характере ее осуществления намечаются неблагополучные тенденции. Все больше матерей откладывают реализацию материнства. Те же, которые становятся матерями, стремятся как можно раньше дистанцироваться, перекладывая реализацию родительских функций на близких родственников или, что становится все более популярным, на няню. Такое «самоустранение» является отражением изменений, происходящих в мотивационно-потребностной сфере этих женщин. Уход за ребенком, обеспечение условий для его развития, эмоционально-личностное общение перестают быть потребностью для многих женщин, все чаще воспринимаются обязанностью, необходимостью. Для ответа на вопрос о причинах такого отношения мы обратились к анализу особенностей мотивационно-потребностной сферы молодых матерей. Понимая родительство как специфическую деятельность, побуждаемую целым рядом мотивов, которые существуют не изолированно, а встроены в иерархическую структуру мотивационной сферы, мы полагаем, что от того, насколько приоритетную позицию занимает материнские мотивы, зависит характер реализации материнских функций.
Для исследования связи характера осуществления материнской роли с особенностями мотивационно-потребностной сферы женщин, нами было отобрано две группы матерей в соответствии с их стремлением самостоятельно осуществлять материнские функции или максимально устраниться от личного в них участия, выбрать путь опосредованного участия в жизни ребенка. Средством такого разделения была анкета, содержащая вопросы относительно того, какую долю заботы о ребенке женщина выполняет самостоятельно, а какую перепоручает помощникам
— какие функции стремится выполнять самостоятельно;
— на что тратит женщина выделенное с помощью других время;
— какие трудности она испытывает в ходе реализации своего материнства.
Заполнение анкеты поддерживалось беседой, с помощью которой психолог мог
оценить эмоциональное отношение женщин к своей материнской роли, определить причины их возможного дистанцирования. Из 40 принявших в исследовании матерей (возраст детей участниц исследования варьировал от 6 до 27 месяцев), лишь треть продемонстрировали стремление самостоятельно осуществлять весь объем материнских функций не испытывая негативных переживаний в связи с фрустрацией остальных своих потребностей. Материнство доставляло женщинам удовольствие, а указанные ими трудности касались недостатка времени на бытовые, хозяйственные дела.
Другая треть выборки проявили явно выраженное стремление перепоручить материнские функции на близких людей и помощников. По их оценке другим людям пере-поручаются от 60 до 85% обязанностей. Матери из этой группы указали на большой диапазон трудностей материнства, среди которых преобладали: дискомфорт от зависимого положения (зависимость от ребенка), недостаток времени для занятий с ребенком и, в то же время, неготовность к эмоциональной вовлеченности при общении с ним. Подавляющее большинство женщин этой группы (88,8%) использует время, высвобождающееся в результате помощи других людей, на отдых и реализацию других личных интересов.
Мы полагали, что различия в осуществлении материнской роли обусловлено структурой мотивационно-потребностной сферы женщин, и места материнских мотивов в ней. Для проверки гипотезы выявлялись мотивационные предпочтения матерей. Им было предложено ступенчатое ранжирование 18 суждений составленных в форме «Я хочу…», «Я стремлюсь», включающие стремления в различных сферах жизни. Среди предложенных мотивов, кроме собственно материнских, были названы мотивы «супружеского счастья», «дружеского общения», «отношения с близкими», «удовлетворения профессиональных интересов» и т.д. Были зафиксированы существенные различия в значимости для женщин двух указанных групп таких мотивов, как стремление к близости с ребенком, супружескому счастью, самореализации в деятельности, достижению поставленной цели. Женщины, избегающие самостоятельного осуществления материнских функций, желая счастья своему ребенку, гораздо меньше стремятся к близости с ним. Мотив супружеского счастья также значимо реже занимает высокие позиции в иерархии мотивов. Следовательно, не только материнство, но и супружество, семья в целом, занимает меньшее место в системе их потребностей. Их устремления лежат вне семейного контекста. В то же время, женщины этой группы значимо чаще выбирают в качестве приоритетных мотив самореализации в деятельности и достижения поставленных целей. Избегание материнских обязанностей свидетельствует о том, что они не видят такой возможности в рамках ухода за ребенком. Материнство выступает скорее препятствием для их самореализации, поэтому и становится фрустрирующим фактором.
Итак, результатом исследования явился вывод о том, что стремление к избеганию материнских обязанностей сопровождается наличием в мотивационо-потребностной сфере женщин мотивов, приближающихся по значимости к материнским. Большую значимость для них имеют мотивы дружеского общения, значимости в глазах других. Мотивы достижения поставленной цели и самореализации в деятельности приближаются к вершинным. Зафиксированная специфика мотивационно-потребностной сферы женщин подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что характер реализации материнской роли обусловлен не только отношением к ребенку, но может быть в большей степени отношением к самой этой роли.
Крайним вариантом избегания материнской роли является осознанный отказ от него. Приходится констатировать факт распространения в нашей стране такого явления как «чайлдфри» (от английского child). Сообщество сознательно бездетных людей впервые появилось в Америке в 1992 году. Течение, изначально встреченное почти как сумасшествие, неожиданно возымело успех и распространилось в Европе и Австралии. Перепись 2003 года в США показала, что 6,6% женщин определяет себя как «сознательно бездетные». Их отличает принципиальное нежелание иметь детей, несмотря на наличие такой возможности (речь не идет о бесплодных). Сообщество чайлдфри появилось в русском варианте 20 декабря 2004 года, тогда же слово «чайлдфри» в русской транскрипции вошло в свободную энциклопедию «Википедия». В настоящее время существует несколько достаточно популярных русскоязычных форумов для общения чайлдфри, которые и послужили эмпирической базой исследования данного явления.
Нас интересовали причины (мотивировки) осознанного отказа от материнства и особенности ценностно-смысловой сферы женщин. Можно было бы предположить, что такое решение вызвано переживанием травматического опыта детско-родительских отношений или бедностью эмоциональной сферы женщин. Однако, исследуя психологические особенности 25 сознательно бездетных женщин, можно было сделать вывод о том, что отказ от материнства не явился результатом негативных переживаний прошлого опыта. Напротив, с помощью метода неоконченных предложений, можно судить о позитивно окрашенных эмоциональных отношениях и адекватной системе воспитания в родительской семье.
Анализируя причины отказа от материнства можно сказать, что чайлдфри отличает нежелание брать и нести ответственность, нежелание ограничивать свою свободу, отказываться от реализации личных интересов, подвергать испытанию свой физический облик, эмоциональный комфорт. Женщины чайлдфри имеют особый личностный склад, где преобладает гедонистическая направленность, что приводит к формированию негативного отношения к материнству, воспринимающемуся в качестве угрозы собственному благополучию, эмоциональному комфорту.
Можно отметить и особенности ценностно-смысловой сферы женщин, для анализа которой была использована методика «Ценностный круг», где испытуемому предлагалось отметить с помощью радиусов на окружности долю основных жизненных ценностей. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что особенностью ценностной сферы сознательно бездетных женщин является высокая ценность «Я» и стремление к достижению комфорта через хобби, путешествия, развлечения. Доля указанных ценностей составляет 24%. Основные ценности чайлдфри связаны с личностным и социальным общением. Это говорит о том, что они имеют выраженную потребность в межличностном общении, и она успешно удовлетворяется. Сознательно бездетные женщины занимают активную жизненную позицию в профессиональном и социальном плане.
Обращает на себя внимание высокая ценность близких отношений — указан сексуальный партнер, родители, друзья, животные, однако ребенок не входит в круг близких отношений. Это может быть последствием того, что женщины не готовы к таким отношениям, где они были бы не потребителями, а источником эмоционального тепла, любви, заботы.
В целом, по результатам исследования, можно заключить, что сознательный отказ от материнства обусловлен гедонистической направленностью и инфантильностью женщин обследованной выборки. Данный вывод обращает нас к необходимости психологической работы, направленной на организацию условий препятствующих формированию указанных личностных особенностей.

Ближайшие курсы
15-16 июля |  Москва
Данный семинар готовит специалистов для ранней диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста и дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.
2 июля |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы