АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

МЫ ИДЕМ В СТОРОНУ СВОБОДЫ. СВОБОДЫ ВЫБОРА

«АиФ. Здоровье» № 21, 2014

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Марина Ланцбург:

«Мы идем в сторону свободы. Свободы выбора»

Российские демографы не скрывают радости: в нашей стране продолжается рост рождаемости. Естественный прирост населения зарегистрирован в 41 регионе.

Руководитель Научного центра перинатальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат биологических наук Марина ЛАНЦБУРГ отмечает и другую тенденцию: у наших сограждан меняется отношение к родительству. Оно приходится на более поздний возраст, чем раньше, и становится более осознанным.

Новые тенденции

–Марина Евгеньевна, ваш центр занимается изучением репродуктивного поведения человека. В какую сторону идут российские родители — настоящие и потенциальные?

– В сторону большей свободы. Свободы выбора. С одной стороны, в наших семьях все чаще рождаются запланированные, желанные дети. С другой – появилась прослойка молодых людей, которые не спешат с рождением малыша, не спешат создавать семьи, меняют партнеров, путешествуют, познают мир и себя…

–И задумываются об отцовстве и материнстве, когда единственным выходом для них подчас становится ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение)…

– Не всегда. Современные городские жители отодвигают срок рождения ребенка на возраст ближе к тридцати. Это общемировая тенденция, выявленная впервые американскими психологами в самом начале ХХI века. Она связана с увеличением продолжительности жизни и улучшением благосостояния населения и в то же время увеличением периода детства и зависимости от родителей. Но здесь есть и свои плюсы: молодые люди не спешат оформлять свои отношения и рожать детей после того, как стали жить вместе, а планируют это после приобретения ими финансовой самостоятельности, когда психологически созрели для этого шага и в паре установились прочные отношения. Кстати, и в само воспитание ребенка сегодня вкладываются иные смыслы, чем 50–100 лет назад.

–Какие же?

– Современные родители хотят дать ребенку хорошее образование, предоставить ему широкие возможности для развития и нередко стремятся уделить ему больше времени и внимания, а для этого у них самих (или у одного из родителей) должна быть возможность меньше работать.

Психологические барьеры

–Но ведь немало теперь и тех, кто не хочет детей вовсе…

– А кто вам сказал, что материнство – это единственный путь развития женщины, ее реализации? Есть дамы, которым это не надо. Но, поддавшись внешнему социальному мотиву, диктующему, что быть бездетной неприлично, они решаются на родительство, что нередко оборачивается проблемами и для самой новоиспеченной мамы, и для ее не очень желанного ребенка. Трудно бывает и тем, у кого рождение ребенка задержалось по тем или иным причинам. В 2011 году в нашем центре стартовало большое исследование психического развития детишек первого-третьего года жизни, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. На протяжении трех лет мы сравнивали их с детьми, рожденными спонтанно. Результат оказался неожиданным: дети, которые появились на свет от 4 и более попыток ЭКО, имели более выраженные проблемы в развитии. А их мамы зачастую имели завышенные ожидания в отношении своих детей, не соразмеряли свои требования с их возрастными возможностями.

–Ничего себе! Но ведь решение прибегнуть к вспомогательным репродуктивным технологиям–это, как правило, выстраданный, продуманный шаг, разве нет?

– Так думают и многие наши акушеры-гинекологи. И в целом ряде случаев это действительно так. Но нередко на пути к зачатию выстраиваются внутренние психологические барьеры: страх не выносить и потерять ребенка, утраты своего профессионального статуса, расставания с активным образом жизни и много других. Опыт показывает: 10% бесплодия неясного генеза имеет психологическую подоплеку. Нередко это женщины с ярко выраженными мужскими качествами – успешные в делах и умеющие добиться своего в жизни. Они могут воспринимать беременность и материнство как утрату конкурентоспособности и подсознательно избегают беременности. Кстати, немало таких женщин встречается и среди героинь глянцевых журналов. Едва родив ребенка, они чуть ли не на второй день выходят на сцену, на съемочную площадку, перепоручая заботы о малыше няням. Интерес к ребенку может у них проявиться позже, когда он подрастет. Но важнейший этап в становлении родительско-детских отношений ими будет упущен.

Где взять ресурсы?

–В свое время я писала большой материал о женщинах, которые оставляют детей в роддомах. С мамами-кукушками пытались работать психологи. Сейчас эта работа ведется?

– В некоторых роддомах – да. Но только отговаривать не отказываться от ребенка женщину, у которой может просто не быть моральных и материальных ресурсов на его воспитание, мало. Нужна система по социальной поддержке таких женщин. Такая, как в ряде европейских стран, где есть приюты для временного размещения неблагополучных мам, которым предоставляют социальное жилье, содействуют в установлении контактов с ребенком и затем профессиональной подготовке и трудоустройству. С ними работает психолог, а иногда такие мамы вместе с ребенком помещаются в патронатные, хостеровские семьи, в которых приобретают навыки родительства.

– У нас такие есть?

– В Москве есть замечательный кризисный центр «Маленькая мама» Департамента социальной защиты населения для несовершеннолетних матерей и матерей-сирот. Его сотрудники – специалисты по социальной работе, педагоги, психологи, врачи – заботятся и помогают женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В этом центре работают мои ученики, я участвовала в разработке его концепции, а также в подготовке его специалистов. Есть подобные государственные и общественные центры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и ряде других городов. Но они не могут удовлетворить потребности всех, кто в них нуждается. В одном только маленьком по сравнению с Москвой Париже семь таких центров. К тому же подобные организации у нас нередко просто являются временным убежищем для социально неблагополучных мам, подавляющее большинство из которых очень инфантильны. Важно научить такую женщину быть мамой, а не подменять ее.

– С введением у нас в стране материнского капитала матерей-отказниц стало меньше?

– Нет, на мой взгляд, этот шаг себя не оправдал. Когда стало ясно, что так просто эти деньги не получишь, введение материнского капитала увеличило отказы от уже рожденных детей у социально неблагополучных мам…Вот что действительно явилось благом для наших семей, так это официально предоставленная государством возможность мамам до 3 лет сидеть с ребенком без потери рабочего места. В этом плане мы опередили Европу.

Школа родителей

–Когда-то у нас в школах был предмет, обучающий подростков навыкам семейной жизни. Но потом от этой практики решили отказаться…

– И очень зря. Сейчас мы пытаемся возродить нечто подобное. По заданию правительства Москвы наш центр разрабатывает программы формирования сознательного родительства в дошкольной и школьной системе обучения. Ведь мамами и папами не рождаются, этому нужно учиться, чтобы до вступления в половые отношения у ребенка сформировались основы родительских ценностей, адекватные представления о потребностях маленького ребенка, а также о том, что человек приобретает благодаря этой роли и от чего ему приходится отказываться. И конечно, мы занимаемся подготовкой специалистов, проводим обучение психологов, врачей и социальных работников основам перинатальной психологии. Акушеры и неонатологи – люди, которые первыми вводят ребенка в этот мир, – говорят нам большое спасибо за те психологические навыки работы с беременными и семьями с младенцами, которые мы даем.

–Помимо руководства центром перинатальной психологии вы еще возглавляете Школу для пап и мам. В последнее время такие курсы (частные и при районных женских консультациях) становятся все более популярными. С чем вы это связываете?

– С тем, что сейчас у нас в стране возрождается культ семьи. Что, кстати, особенно заметно на примере… российских отцов. Они все чаще берут отпуска по уходу за ребенком, активно осваивают азы родительского мастерства. И это не может не радовать. Думаю, мы – на верном пути.

Беседовала

Татьяна ГУРЬЯНОВА

Ближайшие курсы
10 ноября  |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
17-18-19 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка
4-5 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар ориентирован на специалистов, которые занимаются психологическим сопровождением женщин и супружеских пар, использующих ЭКО. На семинаре будет рассмотрен период от поддержки при постановке диагноза «бесплодие» и неудачных попытках оплодотворения, помощи при включении в протокол ЭКО и в дальнейшей беременности, до первых лет жизни ребенка, включая вопросы его психического развития, функционирования диады «мать — дитя», особенностей материнской сферы женщин, зачавших путем ЭКО.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
 
Кофейный сервиз Leander