АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕГО ОПЫТА ПЕРВЫХ РОДОВ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

Влияние психотравмирующего опыта первых родов на психосоматическое состояние женщин во время последующей беременности

Женская консультация № 2 (Омск)

Автор: Пашкова Е.С.

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из фундаментальных проблем современного общества. Материнство как индивидуальный феномен изучено достаточно подробно. Обобщая основные направления исследований, Л.Б. Шнейдер (2000) выделяет две позиции рассмотрения материнства: как психосоциального феномена (материнство как обеспечение условий для развития ребенка) и как части личностной сферы женщины.

Роль матери в возникновении нарушений психического развития ребенка изучалась как зарубежными, так и отечественными исследователями. В современной психологии значительное место отводится удовлетворенности женщиной своей материнской ролью, как стадии личностной и половой идентификации (Витакер К., Коваленко Н.П., Овчинникова Р.В., Филиппова Г.Г., Хорварт Ф. и др.).

Самостоятельным направлением психологии сегодня считается перинатальная психология, занимающаяся изучением проблем беременности, родов, послеродового периода (Абрамченко В.В., Добряков И.В., Коваленко Н.П., Филиппова Г.Г. и др.). Особого внимания заслуживает изучение третьего триместра беременности, как наиболее тревожного периода.

Тревогу испытывает перед родами каждая женщина; кроме психологического аспекта (беспокойство за течение родов и здоровье ребенка), есть и физиологическая причина такого состояния, связанная с изменением гормонального фона (Добряков И.В., Коваленко Н.П., Свечникова М.Е.). К концу беременности формируется определенное представление о том, как и при каких обстоятельствах будут протекать роды, при этом вырабатывается некоторая последовательность своих будущих действий и предположение о поведении медицинского персонала. Таким образом, можно говорить о существовании субъективной модели родов (СМР), которая сугубо индивидуальна для каждой женщины, но может иметь общие закономерности для разных групп беременных (Прохорова О.В., 2001).

В зависимости от силы и остроты эмоционального воздействия полученной женщиной разного рода информации возникают позитивные и негативные СМР. Их трансформация обусловлена комплексом внешних обстоятельств (характер действий медперсонала, манипуляции, особенности психофизической подготовки и т.д.), а также комплексом обстоятельств, связанных с личностными и индивидуальными особенностями женщин (особенности родового акта, поведение в родах, особенности послеродового периода и др.). При наличии патологических составляющих стереотипа родов, отсутствии грамотной психофизической подготовки и психокоррекционных воздействий в период беременности (особенно в третьем триместре) возникает неудовлетворенность женщины своей материнской ролью, которая чаще всего усугубляется нарушениями в области детско-материнских отношений и формирует психотравмирующий опыт первых родов (ПТОПР). Впоследствии ПТОПР влияет на формирование определенных особенностей данной группы женщин, препятствует принятию решений о повторной беременности в течение длительного времени (8 — 15 лет по данным наших исследований).

При повторной беременности у женщин с ПТОПР выявляются различные психосоматические нарушения как в течение самой беременности, так и в родах, и в послеродовом периоде, которые в свою очередь приводят к более высокому уровню детско-материнского травматизма (физического и психологического). Таким образом, создается замкнутый круг дисгармоничного развития детско-родительских отношений, в который вовлекаются не только новорожденный и его родители, но и старший ребенок. Таким образом, изучение ПТОПР, его влияния на последующую беременность и роды необходимо для разработки адекватных программ дородовой подготовки женщин данной категории.

Предпринятое нами на базе женской консультации № 2 г. Омска исследование психосоматического состояния женщин имеющих ПТОПР и находящихся в третьем триместре беременности, выявило следующее:

1. Под воздействием негативных внешних и внутренних факторов, влияющих на первородящих в период родовой деятельности и послеродовый период, формируется ПТОПР, который может «отодвинуть» во времени повторные роды.

2. ПТОПР оказывает негативное воздействие на психосоматическое состояние женщины во время последующей беременности, повышая общий уровень тревожности, вегетативных и астенических проявлений.

3. ПТОПР оказывает влияние на формирование типа переживания беременности, увеличивая количество тревожного и амбивалентного, и уменьшая количество адекватных типов. Возможно, ПТОПР является следствием для тех женщин, у которых ярко выражены акцентуации характера, такие, как тревожная и эмотивная.

4. ПТОПР вызывает различные соматические нарушения в предродовом периоде, родах и раннем послеродовом периоде (увеличивает количество угрозы прерывания беременности, частоту преждевременных родов, количество стимуляций и операции кесарева сечения, обезболивания в родах, а так же количество детей с гипоксически-астеническим синдромом).

При осуществлении психокоррекционной работы с повторнородящими женщинами, имеющими ПТОПР необходимо:

  • выявлять негативные факторы, которые формируют ПТОПР и в зависимости от этого организовывать психологическую помощь беременным. При этом должен учитываться уровень воздействия факторов (личностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий, психофизический);
  • снижать повышенный уровень тревоги, купировать невротические состояния;
  • привлекать к психокоррекционной работе всех членов семьи, с целью улучшениягармонизации отношений, повышения самооценки, общего фона настроения, устранения чувства вины у женщины.

Результаты настоящего исследования использованы при разработке программы для работы с женщинами, имеющими ПTОПР. Программа прошла апробацию успешно используется в работе женской консультации № 2 г. Омска.

Результаты исследования успешно используются в программах Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины.

Смотрите также:
Клиническая психология. Перинатальные аспекты

Ближайшие курсы
15-16 июля |  Москва
Данный семинар готовит специалистов для ранней диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста и дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.
2 июля |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
 
Расчет родов по дате зачатия на сайте Uaua.info