АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

РАЗВИТИЕ МАТЕРИНСКОЙ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А,Н, Васина.- М.:Изд-во УРАО, 2005. — 328с. — С. 66–71
Филиппова Г.Г.
доктор психологических наук, профессор

Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: в изучении роли матери в формировании ранних структур личности и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка. В современных исследованиях материнство рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода.

Кросскультурные исследования, в первую очередь Маргарет Мид, а также более поздние (Lamb et al., Me Cartney and Phillips, Liberman and Liberman и др.) показали, что материнское поведение и содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли весьма различны в разных культурах и зависят от конкретно-культурной модели материнства и детства. В этих исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства, обеспечивающих развитие ребенка как представителя человеческого рода, и о конкретно-культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества.

Эти и многие другие исследования свидетельствуют о том, что содержание и развитие материнства должны изучаться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для развития ребенка и как это представлено в субъективной сфере самой матери.

С эволюционной точки зрения материнство является вариантом родительской сферы поведения, присущим женскому полу, приобретающим самостоятельную специфику у млекопитающих. Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью. Родительская сфера поведения сама является составной частью репродуктивной сферы (вместе с половой сферой). Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационую сферу поведения (МПМСП). Ее эволюционным назначением является обеспечение со стороны матери адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ребенком и общению с ним. Все эти функции матери обеспечены структурой и содержанием ее собственной МПМСП.

На субъективном уровне для самой матери обеспечение такой заботы достигается за счет наличия у матери соответствующих потребностей. Формирование этих потребностей и способов их удовлетворения имеет сложный путь в онтогенезе. Анализ имеющихся в литературе и собственных данных автора, полученных в результате многолетней работы с высшими млекопитающими, в первую очередь антропоидами, а также с беременными женщинами, матерями с младенцами и детьми дошкольного возраста, позволил выделить базовую потребность МПМСП — потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов — гештальта младенчества. В гештальте младенчества можно выделить три компонента (три группы качеств): физические (внешний вид, запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результаты жизнедеятельности, движений, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери.

Изучение феноменологии и онтогенеза МПМСП на предчеловеческой и человеческой стадиях развития позволили выделить шесть этапов ее становления в онтогенезе.

1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. У антропоидов и человека включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития, где осуществляется взаимодействие с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций). У человека это практически вся жизнь субъекта. На этом этапе происходит формирование и развитие эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и элементы операционального состава МПМСП (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе на дочеловеческой стадии развития формируются и развиваются неспецифические для МПМСП мотивационные основы (в сфере общения, социально-комфортной, мотивационное обеспечение целедейственного звена структуры деятельности, отработка в игровой деятельности объекта цели как объекта охраны и т.п.). Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, в дочки-матери, в семью) основных компонентов МПМСП.

3. Этап нянченья. На этом этапе происходит формирование и развитие значения детеныша (ребенка) как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы третьей потребности — «потребности в материнстве», как потребности иметь для себя специфические переживания, получаемые в процессе удовлетворения первых двух потребностей. Эта потребность нуждается в рефлексии своих состояний, соотнесении на сознательном уровне объекта деятельности, предмета потребности и предмета деятельности и в полноценном виде представлена только у человека. Однако некоторые элементы, в форме антиципации своих состояний в условиях определенного контекста деятельности, появляются уже у высших млекопитающих. Этап нянченья включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов МПМСП как на предчеловеческой, так и на человеческой стадии развития.

4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской и (в данном случае — материнской) потребностно-мотивационных сфер поведения. В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ обеих сфер поведения. Для МПМСП у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке — как объекте деятельности — до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности МПМСП в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа — кожа, субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенеза имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и самостоятельную специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской потребностно-мотивационных сфер поведения и конкретно-культурных моделей полового и материнского поведения.

5. Этап конкретизации онтогенетического развития МПМСП в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов, в некоторых из них выделены подпериоды: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития МПМСП, основанный на динамике третьего компонента гештальта младенчества. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в беременности отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества. В раннем постнатальном периоде возможно возникновение послеродовой депрессии, биологическим содержанием которой является необходимость устранения потомка при различного рода нарушениях ситуации материнско-детского взаимодействия и самой МПМСП матери с целью сохранения репродуктивно зрелой особи (матери) для более успешного удовлетворения «потребности вида» в воспроизводстве.

6. Последний, шестой этап развития МПМСП в онтогенезе характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению.

Это происходит на основе динамики эмоционального реагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальта младенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. Этот этап полноценно представлен у человека, но имеет некоторую преддиспозицию у приматов, особенно у высших: существование пожизненных эмоциональных связей и внутрисемейных самковых линий, обеспечивающих взаимопомощь и удовлетворение потребности в эмоциональном контакте, что в литературе рассматривается как гоминоидная стратегия (Н.А. Тих, R.Foley, Дж. ван Лавик Гудолл и др.).

На основе всех этих данных можно дать характеристику содержания всех блоков МПМСП.

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.

Развитие потребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности — как носителя гештальта младенчества, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, приобретение ею статуса функциональной потребности, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих состояний и осознания связей между предметом потребности, объектом деятельности и предметом деятельности.

Операционный блок. Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции общения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, ответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализаций и мимики.

Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Последнее также включает в себя соответствующую внешнюю модель. Ценность материнства связана с рефлексией своих состояний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании соответствующей потребности потребностно-эмоционального блока.

Видотипичным отличием МПМСП на человеческой стадии развития психики является не фиксированное эволюционно, открытое содержание ценностно-смыслового блока и некоторых содержаний потребностно-эмоционального блока, связанное с обеспечением соответствия МПМСП конкретно-культурному варианту развития личности ребенка. Это, в свою очередь, определяет открытое содержание некоторых элементов операционного блока, в том числе и операций общения. Таким образом, можно говорить о существовании конкретно-культурного содержания материнских функций, обеспечивающих адекватное воспитание ребенка как члена конкретного общества в процессе материнско-детского взаимодействия.

Конкретно-культурная модель материнства — как содержание всех блоков МПМСП женщины — ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого содержания МПМСП обеспечено различными средствами в каждой культуре и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие как видотипичных, так и конкретно-культурных материнских функций без осознания матерью самих этих функций и их роли в развитии ребенка. Ситуация в современном евро-американском обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели» МПМСП, сочетающаяся с расширением и появлением открытого содержания самой модели личности взрослого субъекта. В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к модели» МПМСП, основанная на осознании как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это выражается в повышении запроса родителей в квалифицированной психолого-педагогической помощи в освоении своих родительских, и в частности материнских, функций. Подобная помощь в нашей стране пока еще не имеет полноценного и повсеместного научного, методического и практического обеспечения.

Сборник материалов конференции по перинатальной психологии
«Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»,
Санкт-Петербург, 1999 г.

__________________________________________________________________________________________________________

Ближайшие курсы
2-3-4 июня |  Москва
Скидка до 1 мая!
Семинар направлен на формирование базовых умений психологической работы с семейными (супружескими и детско-родительскими) проблемами. Программа включает теоретическую подготовку, отработку практических навыков в ходе тренинга, разбор клинических случаев, по запросу участников — супервизии.
12-13-14 мая |  Москва
Действует скидка до 1 мая!
Для психологов, имеющих опыт работы в других областях психологии, начинающих консультативную деятельность, а также, просто желающих повысить свою профессиональную компетенцию.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
●  Аспирантура МГППУ
●  Магистратура МГППУ
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
Подпишитесь на анонсы курсов и новости Центра
Email рассылки Блог Psymama.ru Страница Psymama на facebook Psymama ВКонтакте