АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ И ЮНОЕ МАТЕРИНСТВО. ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Крысько А.А., Ланцбург М.Е., «Современная зарубежная психология», № 1 / 2013, С.88–97
(Из опыта работы Института прикладных наук, Гамбург, Германия).



Аннотация

В обзорной статье проводится анализ научных исследований, проведенных в Германии по различным аспектам подростковой беременности и юного материнства. Данная статья опирается на исследовательскую работу Сабины Биль, впервые опубликованную в 2006 году Институтом ПрикладныхНаук (Германия, Гамбург). Рассматриваются вопросы о причинах и последствиях подростковой беременности, обсуждаются критерии, которые влияют на выбор девушки относительно рождения будущего ребенка, показаны взгляды девушек-подростков за и против материнства. Наряду с этим приводятся примеры из практики специализированных консультационных центров Германии по вопросам подростковой беременности и юного материнства, а также примеры из практики школ Гамбурга по вопросам полового просвещения молодежи. В статье делается попытка сопоставить работу по половому просвещению и профилактике отказов от детей среди юных матерей в России и Германии.

Ключевые слова: подростковая беременность, юное материнство, половое просвещение, жизненные ориентации девушек, профилактика абортов, контрацепция, консультационные центры помощи беременным несовершеннолетним, программа полового просвещения подростков

Подростковая беременность в последние годы вызывает интерес в обществе, что отражается в публикациях, как в научных изданиях, так и в СМИ. Чаще всего по отношению к подростковой беременности используют такую характеристику: «Дети, имеющие детей». На сегодняшний день, несмотря на то, чтомногие ученые из различных областей углубленно исследуют феномен подростковой беременности, вопрос о предупреждении, а так же о сопровождении подростковых беременностей, все равно остается открытым[15].

Жизненные ориентации современных девушек. Социологический аспект.

·В основе современных немецких исследований жизненных ориентаций девушек лежит трехфазная модель Б. Кедди (1999), предполагающая наличие трех жизненных фаз, через которые поэтапно проходит женщина[15,20]:

·Профессиональное самоопределение и начало трудовой деятельности.

·Создание своей семьи. Рождение и воспитание детей.

·Синдром «опустевшего гнезда». Возвращение к работе (при желании и возможностях)

В основе модели Б.Кедди- ориентация девушки на семью и детей, то есть ценность семьи и детей преобладает над ценностью карьерного роста на работе.

В исследовании, которое было проведено в 2006 году [15,с.20] были выделены следующие ориентации современных девушек:

·Направленность только на семью и детей (20%)

·Направленность только на работу и карьерный рост(20%)

·Одновременнаянаправленность на семью и на работу (60%)

Сегодня превалирует одновременнаянаправленность на семью и на работу,[15] девушки дистанцируются от традиционных моделей и хотят совмещать как работу, так материнство.

Такая тенденция двунаправленности объясняется тем, что в результате модернизации социальные тенденции изменились, теперь
от человека требуетсягибкость во многих сферах жизни, изменился и взгляд на роль женщины в обществе, поэтому чаще всего происходит конкуренция между профессиональными и семейными сторонами жизни, конфликт социальных ролей [15].

В работах российских ученых, также как и в немецких исследованияхрассматривается тенденция «совмещение работы и родительства (материнства)»[11,12,15]

Статья социолога Силасте Г.Г«Профессиональная мобильность и социальная адаптация молодых матерей на московском рынке труда» [12]посвящена проблеме интеграции профессионального труда и родительствав России, анализируется «незащищенность» молодых матерей на рынке труда. В данной работе представлены возможные траектории возвращениямолодых матерей на рынок труда и в профессию без ущерба для материнства, рассматривается влияние экономического кризиса на трудовую и родительскую сферы жизни женщин в России [12].

Большинство респонденток Германии, принявших участие в исследовании «Основные жизненные ориентации и установки девушек в современном мире» выбирают двойную ориентацию на семью и профессию, авторы исследования замечают тот факт, что материнство не выходит на первый план. Обнаруживается тенденция — чем моложе девушка, тем менее она направлена на создание семьи и рождение ребенка[14].

Такую тенденцию мы можем увидеть и в исследованиях российских ученых, преимущественно социологов и психологовтаких как Силасте Г.Г,Микаэлян Л.Л., Фисун Е.В, Голод С.И.,Синявская О.В., Тындик А.О., Головляницина Е.Б.[3,6,12,13,14]

Подростковая беременность. Юридический аспект.

В работе Сабины Биль приводятся статистические данные, подтверждающие тенденцию к увеличению из года в год числа подростковых беременностей и абортов в Германии (ежегодно отмечается прирост в 1,2–3,4%)[15,22,23].

Органами здравоохранения России и Германии признается присутствие и неофициальных данных по подростковой беременности. Эта неточность связана с тем, что в статистике фиксируется только рождение и смерть ребенка, а самопроизвольное прерывание беременности и нелегальные аборты никак нерегистрируются. Это вызывает расхождение между официальными и реальными данными о числе подростковых беременностей.

В связи с этим в Германии в 1996 году вышел закон «о регистрации каждого аборта». В данном законе прописано то, что на аборт несовершеннолетней девушки (не достигшей 18 лет) нужно иметь разрешение родителей, а так жепредоставлять персональные данные для занесения в базу данных, что ликвидирует всякую анонимность[15,с.38].

В Российском законодательстве об охране здоровья граждан есть статья «Искусственное прерывание беременности» (Ст.36),в которой содержатся положения о порядкепроизводства аборта. В России решение об аборте требует согласия со стороны родителей для девушек в возрастедо 16 лет, с достижением шестнадцатилетия девушка сама « вправе» решать вопрос о сохранении или прерывании беременности. В России обсуждается проблематика границ возраста о принятии самостоятельного решения о прерывании беременности. Статистические данные показывают, чтопоказатели подростковой беременности в периодот 16 лет по сравнению с периодом до 16 лет возрастают в 3- 3,5 раза, при этомвозрастает и число абортов. Решение об аборте не обязательно принадлежит самой беременной девушке, и может являться следствием ее «правовой безграмотности»[10,15].

Вопрос об анонимности является очень важным. В работах как немецких, так и русских исследователей выделяются 2 основные точки зрения [1,3,7,8,9,15,18,24]:

1.Участие других членов семьи в принятии решения об аборте может помочь в случае, если помехой для рождения является, финансовые вопросы или девушка не хочет бросать учебу, но не знает с кем оставить ребенка, то есть семьяздесь выступает как источник ресурсов для материнства.

2.Другая точка зрения отмечает факт того, что если решение о сохранении беременности принимают другие члены семьи, чаще матери, а юной девушке совсем не нужен ребенок, то риск нарушения детско-родительских отношений, девиантного материнства, насилия над ребенком очень высоки, следовательно, здесьвыделяется важная роль работы с детско-родительскими отношениями (оптимизация диадических отношений).

Сегоднятемаанонимности при решении об аборте остается дискуссионной.

Причины и последствия ранней беременности.

В Германии в 2001 году по приказу Федерального центра просвещения по вопросам здравоохранения молодежи при поддержке института Бильфельда (BZgA) были проведены исследования и опубликованы данные об уровне грамотности в области половой и родительских сфер [15].

Эти данные позволяют выделить несколько тенденций[15]:

·Чем старше девушка, тем меньше вероятность того, что она спросит свою маму о сексуальных отношениях и первом половом контакте.

·Большинство учеников школ Восточной и Западной Германии хотели бы, чтобы школабыла первым источником полового просвещения. Школа являетсяважным источником просвещения особенно для тех подростков, для которых тема секса в семье «табу», например в религиозных семьях.

·Большинство девушек — подростков не знают, какие услуги им могут предоставить женские консультации.

·У большинства респондентов низкий уровень знаний о методах контрацепции, последствиях аборта, половых инфекциях, менструациях у девушек.

·Для подростков основным важным моментом первого полового контакта является его «незапланированность истрастность», в связи с этимположением выявляется следующая тенденция: чем моложе респондент, тем выше процент незащищенного полового контакта.

Эти данные позволяют сделать предположение о том, что в связи с отсутствием информации о половых отношениях и с тем, что подростковому возрасту присущи «необдуманные, эмоциональные, рисковые» поступки, количество незащищенных половых связей в подростковом возрасте велико[15,с.41].

В России в исследованиях проведенных Кон И.С, Коломейцевем М.Г. были выявлены аналогичные тенденции [4,5,6].

Подростковое материнство. За и против.

Немецкие исследования эмоциональных реакций подростков на свою беременность позволили выявить преобладание реакции шока. Многие исследователи отмечают, что о беременности девушка узнает на поздних сроках, полагая, что увеличение массыи объема тела это гормональный сбой [2,11,15,16,18].

Аналогичные результаты были получены отечественными исследователями. В статье Брутмана В.И.,Радионовой М.С. «Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности» [1] анализируются субъективные переживания женщин, вынашивающих неожиданную, нежеланную беременность. В этой статье авторы выявили у участниц исследования «игнорирование» симптомов беременности,слабую эмоциональную реакцию и искажение представления о сроках беременности. В статье рассматривается и более «выраженные случаи», где отрицается беременность при наличии безусловных ее признаков (шевеление плода), например, одна повторно рожавшая женщина долго принимала шевеления плода за скопление газов в кишечнике и«лечила» себя, делая ежедневные клизмы[1].

Всвоей работе Сабина Бильобращает внимание на позиции девушек, которые столкнулись с беременностью по отношению к сохранению\прерыванию беременности.

Висследовании [15] Сабины Биль были выделеныследующие критерии принятия решения «За и против материнства»:

За материнство

Против материнства

аборт-убийство

страх родов

«с ребенком я никогда не буду одинокой»

«я слишком молода для того, чтобы быть матерью»

«родив ребенка, я обрету смысл жизни»

«я безответственна»

«я буду мамой лучшей, чем моя собственная»

«я хочу получить образование»

«став мамой, я буду восприниматься окружающими как взрослая»

« с ребенком у меня нет перспектив на будущее»

«я хочу изменить свою жизнь»

« мне негде жить»

финансовые трудности

Все ответы беременных девушек «за и против» материнства подчеркивают психологическую неготовность к материнству, ответы девушек «обусловлены» задачами, решаемыми именно в подростковом возрасте.

Последствия ранней беременности, которые выделяют немецкие исследователи[2,8,9,15,17]:

1. Определенная физиологическая и психологическая неготовность к рождению и воспитанию ребенка

2. Отсутствие мужа или его неготовность к созданию полноценной семьи.

3. Зависимость в принятии решения от родителей.

4. Социальные трудности, связанные с необходимостью закончить образование и получить работу.

5. «Правовая некомпетентность».Несовершеннолетние чаще всего плохо осведомлены о своих юридических правах, не могут отстоять свои права на ребенка. Плохо знают законодательство и многие сотрудники, сталкивающиеся в своей работе с несовершеннолетними беременными.

6. Высокий риск бесплодия после аборта.

По данным исследований в России последствия ранней беременности очень сходны с тем, что выделяют в Германии, дополнить этот список можно такими последствиями, как:

7. Негативные стереотипы со стороны общества.

8. Перенос «осуждающего» отношения с юной матери на ее ребенка, что влияет на психологический фон диады «мать-дитя».

9. Повышенный риск отказа от ребенка после рождения.

«Отказничество» для России очень актуальная и важная тема.По социологическим данным частота такого социального феномена, как отказ от ребенка, у юных матерей в 2–3 раза превышает этот показатель у женщин зрелого возраста. Исследователи называют 2 основные причины такой статистики отказов [10,11]:
а) Позднее обнаружение беременности и обращение к врачу. Поэтому те девушки, которые хотели бы сделать аборт, вынуждены рожать. Но, не желая принимать на себя роль матери, предпочитают отказаться от ребенка.
б) Страх раскрытия беременности перед семьей. Такие девушки могут сохранить беременность из-за поздней диагностики или из-за жалости к ребенку. В тех случаях, когда девушка испытывает симпатию и нежность к ребенку и не хочет убивать его, страх перед реакцией родителей лишает ее сил отстаивать перед ними свое право на материнство. В таких случаях чаще всего имеются нарушенные отношения девушки с собственной матерью, когда та упорно «не замечает» признаков беременности дочери.
в) Давление со стороны семьи. Если в предыдущих типах ситуаций девушки скрывали беременность от семьи, то в данном случае – родные знают о беременности и именно они вынуждают девушку совершить этот шаг.

В зарубежных странах, в частности Америке и Германии отказ от ребенка, безусловно, является важной темой, но не такой острой, как для России, так как в зарубежных странах еще, будучи беременной, девушка ищет своему ребенку семью, пользуясь помощью специалистов. С будущими родителями составляется договор, в котором прописывается все условия, которые хочет затронуть «биологическая» мама ребенка, отдельный пункт в договоре — это условия встреч со своим ребенком. Кроме этого мама ребенка имеет право расторгнуть договор на любом сроке (все нюансы прописываются отдельным пунктом в договоре) [15,16].

В России проблема отказов тесно связана со специализированными учреждениями – дом ребенка [2].

Демографы указывают на рост числа детей-сирот,при этом сравнение идет с послевоенными годами, и что, самое значимое, так это то, что по сравнению с 1945 годом, в современной России количество сирот превышает данные в 2 – 2,5 раза, и это число с каждым годом растет [11].

Распространенность отказа от детей составляет около 20 тысяч случаевв год в России по даннымдо октября 2011 года, 22 тысячи случаев по данным до сентября 2012 года[10]. В каждой четвертой семье в России имеют место факты насилия над детьми[12,13].

Тема «отказничества» в России сейчас присутствует на многих конференциях, пленарных заседаниях, круглых столах[10].

Половое просвещение подростков

В подростковом возрасте у девушек происходят серьезные физические и психологические изменения; изменение внешности, первая менструация, изменение поведения. Девушки испытывают новые чувства, впервые сталкиваются с сексуальной стороной жизни, поэтому, отмечается, что важно помочь им понять и принять свою сексуальность и поведение в этом возрасте [15].

Очень часто подростки хотят поговорить с кем-то на тему сексуальности, но при этом они ощущают зажатость, неготовность и страх спросить.
В Германии половое посвящение подростков занимает важное место в системе образования [15].

Возможности полового просвещения в школах и консультационных центрах.Программа «Семейные истории: родители — любовь — будущее».

В 2003 году в Гамбурге начала действовать программа «Семейные истории: родители — любовь — будущее"[15,с.49].

К концу 2004 года данная программа была применена уже в 8 школах Гамбурга.

В данной программе принимают участие подростки от 14 до 17 лет.

Особое внимание уделяется рассмотрению такого элемента полового воспитания, как родительство, ответственность за ребенка и семью.

В этой программе выделяется шесть этапов работы.

Введение- просмотр фильма«Любовь. Немного беременных не бывает» («Dr. MagLove. Einbisschenschwangergibtes

nicht») ( BZgA).Обсуждение данного фильма двумя группами, разделенными по гендерному признаку. Разделение на мальчиков и девочек дает очень высокий результат из-за того, что обе этих группы обращают внимание в этом фильме на абсолютно разные вещи, таким образом, обсуждение фильма влияет на умение понимать другого.

I этап - взаимодействие со своей семьей. На данном этапе ученики отвечают на ряд вопросов, касающихся возраста вступления в брак, рождения детей, количества детей, спрашивают о переживаниях у родителей. Этот этап направлен на осознанное знакомство с моделью своей семьи, а так же на формирование собственных установок.

II этап - знакомство с центрами планирования семьи. На этом этапе учащиеся знакомятся со специалистами из центров, обсуждают такие темы, как контрацепция, информация о планировании семьи, правовые основы получения социальной и экономической помощи в связи с
беременностью. Этот этап направлен на ликвидацию безграмотности в рассматриваемых вопросах. Чаще всего учащиеся (преимущественно молодые люди) не знают о существовании таких центров.

III этап-знакомство с юной мамой и ее ребенком. Встреча проходит в форме беседы, где учащиеся могут задать интересующие их вопросы;

IV этап-это ролевая игра «Семья». Здесь каждый участник примеряет на себя абсолютно разные роли и модели семейных взаимодействий. Этот этап направлен на более близкое знакомство с собой, как матерью или отцом, осознание и (или) формирование своей первичнойродительской позиции.

VI этап - завершающий, где все участники делятся своими впечатлениями, задают вопросы и дают ответы.

В Гамбурге спрос на проведение такой программы очень велик и растет с каждым годом, но, как отмечают авторы статьи, к сожалению, на реализацию этой программы не хватает финансирования[15,19].

Консультационные центры длябеременных девушек-подростков и юных матерей в Германии.

В консультационных центрах для беременных подростков и юных матерей важным положениемявляется взгляд на молодую женщину не только с точки зрения функционирования ее как матери, но и как на девушку с ее собственными потребностями, желаниями и еще не определившуюся с решением относительно своего материнства и дальнейшей судьбы ребенка [15].

В таких центрах можно получить консультацию по правовым вопросам, ознакомиться с законом о защите материнства, узнать о праве на получение финансовой помощи.

Обычно центры функционируют в тесном сотрудничестве с государственными учреждениями.

В Германии большинство центров по работе с беременными девушками и юными матерямируководствуютсяресурсным социально-ориентированным подходом, который заключается в том, что работа с девушкой ведется на основе ее собственных ресурсов и взаимодействии ее с обществом.
Во многих районах Германии естьспециальные места, например, кафе, где молодые мамы могут встретиться и обменяться опытом, поделиться друг с другом переживаниями.

Такие места были введены из-за того, что матери-подростки чаще всего оказываются со своей «проблемой» изолированными от общества, что впоследствии влияет на их взаимодействие с социумом, содействуя формированию закрытой системы «мать — ребенок».

Для того, чтобы помочь беременным подросткам и юным матерям лучше ориентироваться во вновь возникшей ситуации в центрах организуются специальные группы поддержки «неопытных» мам, которые ведут мамы «со стажем», проходят семинары по различным вопросам, включая жилищные, финансовые, юридические, медицинские аспекты.
ВГамбурге в 2003 году при поддержке Консультационного католического центра для женщин и семей с беременнымив рамкахпроекта«Основные вопросы беременных девушек и женщин»»(SKF) было разработано и подготовлено руководство для несовершеннолетних беременных девушек. Эта брошюра вызвала положительный отклик среди населения Германии и это руководство теперь можно получить почти в каждом образовательном учреждении Германии.

Основные цели работы консультационных центров для беременных девушек и юных матерей в Германии [11]:

·психологическое сопровождение в период беременности и после родов

·помощь в реализации материнского потенциала

·социально-правовая защита

·содействие в поиске жилищных условий

·обеспечение медицинскими услугами

Заключение

Юные матери составляют одну из групп риска по девиантному материнству, что обусловлено, с одной стороны,недостаточностью имеющихся у них ресурсов для выполнения ответственной родительской роли, а с другой стороны, тем, что сама по себе новая ситуация сопряжена для них со стрессом. Поэтому беременные подростки и юные материнуждаются в особом внимании со стороны общества.

В Германии вопросы профилактики подростковой беременности и раннего материнства решаются в школах, которыеявляются «платформой» для полового просвещенияи для профилактики подростковой беременности.

В России также разрабатываются программы, направленные наполовое просвещение школьников, однако создатели этих программ отмечают, что реализация их в стране затруднена вследствиеотсутствия действенной поддержки со стороны правительстваи негативного отношенияродителей и учителей, не согласных с тем, что данная тема является важной и насущной для подростков.

В Германии психолого-медико-социальная помощь беременным подросткам и юным матерям оказывается в специализированных центрах. Задачей таких центров является сопровождение девушки и оказание поддержки ей до и после родов, а также дальнейшее поддержание контактов с ней.

В России проблема подростковой беременности и юного материнства является актуальной, однако отмечается дефицит программ помощи юным беременным и матерям, недостаточно и специальных кризисныхцентров для оказания поддержки всем нуждающимся девушкам. Разработка специальных программ помощи «маленьким мамам» позволила бы снизить риски, с которыми сталкиваются подростки, уменьшить количество абортов и отказов от ребенка среди юных матерей.

Анализ зарубежного опыта в решении проблем подростковой беременности и юного материнства может быть использован при создании, развитии и внедрении отечественных программ.


Литература

  1. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38–41.
  2. Ежегодный государственный доклад. «О положении детей в РФ» //Ломоносовские чтения 2002 г.// Молодые ученые М.: Синертия. 2000
  3. Журавлева И.В. Социология здоровья и медицины. //Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения.2004.С. 37–38,41–44,45–49
  4. Коломейцев М.Г. Программа полового просвещения учащихся // Материалы конференции «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии».2002.С.163–164
  5. Кон И.С. О социологической интерпретации сексуального поведения // Социологические исследования.2010. № 2. С. 113 – 122.
  6. Кон И.С. Психология юношеской сексуальности // Советская педагогика.2010. № 5. С. 66 – 75.
  7. Ланцбург М.Е. Психологическая поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства//Современные подходы к ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Опыт работы по реализации мероприятий Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 гг./Науч.ред. Н.Ю. Грачева.-М.:Старполиграф, 2011, с.489–496.
  8. Ланцбург М.Е.,Арчакова Т.О. Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста. //Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова, М.: МГППУ, 2007. — 336 с., стр. 133–141
  9. Ланцбург М.Е. Деятельность материнских центров по профилактике отказов от ребенка (на примере центра<Шармиран>, Гренобль, Франция) // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2010. No.5. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/index.shtml

Ближайшие курсы
15-16 июля |  Москва
Данный семинар готовит специалистов для ранней диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста и дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.
2 июля |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы