АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ПРИНЯТИЕ МАТЕРИНСКОЙ РОЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ

Земзюлина И.Н., Дремина Т.Ф.

Курский государственный медицинский университет. V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья». Москва, 24–27 сентября 2013 г.

Актуальность настоящего исследования продиктована рассмотрением особенностей переживания беременности в контексте жизненного пути личности, особенностей принятия материнской роли, анализом социально-психологических особенностей личностной и социальной идентичности в особой жизненной ситуации – ситуации беременности у женщин, ожидающих первого и второго ребенка во втором и третьем триместрах беременности.

В нашей работе переживание беременности представлено совокупностью двух компонентов – смыслового и эмоционального.Целью настоящего исследования явилось выявление влияния переживания беременности в контексте жизненного пути личности на трансформацию Я-концепции беременной женщины. Мы предполагаем, что у женщин, ожидающих первого ребенка, трансформация структуры Я-концепции выражается в обретении новой идентичности, которая, в свою очередь, характеризуется принятием новой социальной роли – роли матери. Структура Я-концепции женщин, ожидающих второго ребенка, трансформируется в связи с уже имеющимся опытом материн- ства и расширением контекста жизненного пути личности.

Объектом исследования выступает трансформация Я–концепции беременных женщин. Предмет исследования – влияние переживания беременности в контексте жизненного пути личности на трансформацию Я–концепции беременных женщин. Мы проследили динамику переживания беременности у женщин, ожидающих первого и второго ребенка во втором и третьем триместрах беременности.

В результате статистической обработки данных были выявлены значимые различия по типам готовности к материнству у женщин, ожи- дающих первого и второго ребенка и находящихся во втором и третьем триместрах беременности. Следует отметить, что показатели адекватного и тревожного типов готовности к материнству в группе женщин, ожидающих первого ребенка, находящихся во втором триместре беременности, значительно ниже, чем у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся во втором триместре беременности. Это свидетельствует о том, что физическое и эмоциональное переживание момен- та идентификации беременности у женщин, ожидающих второго ребенка, связано с шевелением плода. Женщины данной группы начинают принимать роль матери уже во втором триместре бере- менности, что является значимым этапом во взаимодействии с ребенком. В результате статистической обработки с достоверным уровнем значимости р<0,05 значимые различия отмечаются по шкалам «Цели», «Процесс» и по общему показателю «Осмысленности жизни». У женщин, ожидающих первого ребенка и находящихся во втором триместре беременности, показатели наличия целей ниже, чем у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся во втором триместре беременности. Следовательно, построение планов в группе женщин, ожидающих первого ребенка, характеризуется отсутствием реальной опоры в настоящем, так как они только готовятся к принятию новой социальной роли и не в полной мере осознают свое новое социальное положение, а цели пока не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Женщины, ожидающие второго ребенка, живут настоящим и ставят перед собой реализуемые цели, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Данные свидетельствуют о том, что у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся в третьем триместре беременности, показатели по шкале «Цели» ниже, чем у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся во втором триместре беременности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в момент приближения к родам осмыслен- ность жизни уменьшается, следовательно, они строят свои планы в будущем, а придают смысл событиям настоящего.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к третьему триместру у женщин, ожидающих второго ребенка, структура Я-концепции становится более сбалансированной. Структура Я- концепции беременных женщин к третьему триместру характеризуется более высоким уровнем осмысленности, но сохраняется высокий уровень напряженности. По показателям ролевого компонента во втором и третьем триместре отмечается несбалансированность: ценность ребенка не представлена, но наблюдается снижение показателей по значимости профессиональной сферы к третьему триместру.

Таким образом, женщины, ожидающие первого ребенка, находящиеся во втором и третьем триместрах беременности, испытывают трудности в обретении новой социальной идентичности, а, следовательно, и в принятии новой социальной роли, которая в свою очередь является критерием готовности к материнству. Женщины, ожидающие второго ребенка, находящиеся во втором и третьем триместрах беременности, на основе уже имеющегося опыта претерпевают изменения в структуре Я-концепции.

Обобщая полученные данные, нами были сформулированы следующие выводы:

1. Контекст жизненного пути личности влияет на переживание особой жизненной ситуации – ситуации беременности.

2. Наличие опыта беременности влияет на переживание беременности, которое представлено эмоциональным и смысловым компонентами.

3. Принятие новой социальной роли матери, критерием которой является готовность к материнству, зависит от срока беременности и наличия опыта материнства.

4. Переживание беременности в контексте жизненного пути является фактором трансформа- ции Я-концепции.

Ближайшие курсы
15-16 июля |  Москва
Данный семинар готовит специалистов для ранней диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста и дальнейшей успешной коррекционно-развивающей работы.
2 июля |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы