АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И УРОВЕНЬУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ КАКПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЖЕНЩИНЫВ ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

«Перинатальная психология и психология родительства», 2006, № 1,— c.76–82


Автор:

Скрицкая Т.В.

В последние десятилетия в России особенно остро стоит проблема воспроизводства населения. Неблагоприятные социально-экономические условия жизни привели к тому, что, во-первых, молодые люди реже стали заключать браки, а во-вторых, уменьшилось количество детей в семье. Естественно, в настоящее время пристальное внимание вызывают ценностные ориентации молодых людей.

Происходящие в настоящее время социально-экономический преобразования в обществе, высокий темп жизни и эмоциональное напряжение отражаются на всех параметрах жизнедеятельности женщины. В связи с изменяющимися условиями жизни и демографическим спадом в России наш интерес привлек период беременности и те изменения, которые происходят в сознании женщины в эти время.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей изменения показателей удовлетворенности жизнью в зависимости от осложнения течения беременности и ценностных ориентаций женщин в разные триместры беременности.

Считается, что даже физиологически протекающая беременность может оказывать влияние на личность женщины, а некоторые авторы рассматривают ее даже как кризисную ситуацию.

При проведении эксперимента использовались следующие методики: тест Спилбергера-Ханина, тест СЖО (адаптированный Д.А. Леонтьевым) и тест ценностных ориентаций М. Рокича, учитывались осложнения течения беременности. Экспериментальное исследование проводилось на базе отделения гинекологии 3-й городской больницы и отделения патологии беременных, 1-го родильного дома 3-й городской больницы г. Кемерово и женских консультаций Центрального и Ленинского районов г. Кемерово.

В эксперименте приняли участие 157 женщин, из которых 120 были беременны (экспериментальная группа) и 37 — не были беременны (контрольная группа) на момент проведения исследования. В экспериментальную группу вошли женщины, давшие согласие на участие в эксперименте, 98,3% из них находились в стационаре. Первую группу (I) составили 35 женщин со сроками беременности до 13 недель, вторую (II)— 40 женщин — со сроками от 14 до 26 недель и третью (III) — со сроками от 27 недель и до родов — 45 женщин. Средний возраст всех испытуемых составил 25 лет.

Эмоциональное состояние женщины во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, на последующие взаимоотношения с ребенком.

Высокая тревожность личности часто служит причиной риска акушерских и перинатальных осложнений [3, 4]. В нашем исследовании во всех группах реактивная тревога была ниже личностной. Показатели реактивной тревоги повышались во время беременности (эти различия недостоверны). По нашему мнению, реактивная тревога является психологическим ответом на физиологические изменения, происходящие в организме женщины во время беременности. В выборке личностная тревожность в течение беременности была гораздо выше реактивной. Возможно, это происходило потому, что женщины, участвовавшие в эксперименте, находились в стационаре. В стационаре беременные получали необходимое медикаментозное лечение и имели возможность сравнивать свое эмоциональное и физическое состояние с состоянием других женщин. Мы полагаем, что само пребывание в стационаре было психотерапевтичным для пациенток с осложненным течением беременности. Поэтому уровень реактивной тревоги был гораздо ниже личностной тревожности. Здесь личностная тревожность выступает как показатель глубинных конфликтов. Положение о том, что тревожность порождается внутренними конфликтами, разделяется многими исследователями.

В настоящее время многие авторы [5] считают, что в возникновении патологии беременности существенную роль играют психологические и социально-средовые факторы, определяющие адаптацию к различным внешним и внутренним воздействиям.

В нашей выборке (табл. 1) только 20% женщин в первом триместре не имели осложнений течения беременности. Число «здоровых» женщин уменьшается до 15% к середине беременности, а перед родами у всех женщин имеются разнообразные осложнения течения беременности.

Таблица 1

Количества заболеваний, осложняющих течение беременности, у женщин с различным сроком беременности

Диагноз

Группы

I

II

III

Здоровы

7

6

-

Гестоз

4

11

16

УСА

17

21

3

ОАГА

5

2

-

Аборт

2

-

-

УСА+гестоз

3

-

-

ОАГА+УСА

5

-

-

Гипоксия

-

12

14

Анемия

-

11

6

ФПН

-

-

8

Примечание. УСА — угроза самопроизвольного аборта; ОАГА — отягощенный» гинекологический анамнез; ФПН — фетоплацентарная недостаточность.

Наиболее распространенным осложнением первого и второго триместров является УСА (48,6% и 52,5%) и это основная причина госпитализации в первой половине беременности. В третьем триместре ситуация изменяется: наиболее распространенными осложнениями становятся гестоз (35,5%) и гипоксия плода (31,1%), УСА снижается до 6,6% в группе.

По мнению Д. Мариновой, запускающие и поддерживающие механизмы осложнений второй половины беременности могут быть обусловлены психическим напряжением, переживанием негативных эмоций, напряженными отношениями в семье и, наконец, сложными противоречивыми отношениями к беременности и будущему ребенку.

Беременность, как никакой другой период в жизни женщины, сопровождается глобальными изменениями образа Я, приобретением новой идентичности, перестройкой ценностей и личностных смыслов.

Для многих женщин беременность и деторождение становится сдвигом к зрелости и повышению самооценки [6]. Наши исследования подтвердили этот тезис (табл. 2).

Таблица 2

Средние и стандартные отклонения по методике СЖО

Шкалы

I

II

III

M

m

M

m

M

m

ОЖ

97,52

19,99

95,44

18,78

102,61

20,09

Цель

32,16

6,03

30,39

6,55

32,76

7,09

Процесс

30,58

5,12

29,29

5,85

31,55

6,41

Результат

24,86

4,11

24,39

5,17

26,42

4,46

ЛК-Я

25,80

4,26

23,42

5,76

25,95

5,96

ЛК-жизнь

29,47

5,77

28,71

6,83

30,57

6,63

Женщины в процессе беременности придают большую осмысленность жизни, и у них появляется направленность на определенные цели в будущем. Сам процесс жизни начинает восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. К родам женщины склонны позитивно оценивать пройденный отрезок жизни, считать его продуктивным и осмысленным. Можно предположить, что к завершению беременности женщины ощущают внутреннюю целостность и находятся в гармонии с собой и с миром.

В результате проведенного исследования установлено, что в процессе беременности изменяются тревожность и структура ценностных ориентаций у женщин с разными сроками беременности. В процессе беременности повышается реактивная тревога. Личностная тревожность имеет максимальные показатели в первом триместре беременности (2,47+0,61), ко второму триместру она снижается (2,36±0,63) и затем остается на этом уровне до родов.

Также происходят изменения в структуре ценностных ориентаций. В иерархии терминальных ценностей первые три места остаются неизменными на протяжении всей беременности: «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Далее располагается ценность — «интересная работа», она занимает 4 место в I и II триместрах беременности и снижается до 6 места в III триместре. Заслуживает внимание, что ценность «интересная работа» находится в числе значимых целей на протяжении всей беременности, В I триместре среди терминальных ценностей 5 место занимает «жизненная мудрость», ее значимость падает до 11 — 12 места к третьему триместру беременности. На 6 месте находится «наличие хороших и верных друзей», эта ценность тоже изменяет свой ранг: снижается до 8 места ко II триместру и повышается до 5 места — к III триместру беременности. Ценность «материально обеспеченная жизнь» в I триместре беременности занимает 7 место (не входит в число актуальных целей), но в процессе беременности происходит повышение ее ранга до 4 места к III триместру.

Применение типологического анализа к иерархии ценностных ориентаций сделало возможным разделение иерархий ценностей на определенные кластеры, что позволило эффективно осуществить анализ результатов эксперимента. В итоге были получены кластерные структуры общего списка ценностей по каждой группе испытуемых.

По результатам кластерного анализа можно сделать вывод о том, что у женщин, участвующих в эксперименте, в ценностной структуре личности выделяются две подструктуры ценностей (два уровня организации системы ценностных ориентаций личности [7] — «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации»). Ценности, относящиеся к уровню адаптации, не выделяются в отдельный кластер, а находятся внутри более крупных ценностных подструктур. По мнению Д.А. Андреевой [1], адаптация и социализация являются единым процессом взаимодействия личности и общества.

Во время беременности самоактуализация понимается женщинами как реализация себя в материнстве. Ценности адаптации оказываются тесно связанными со структурами уровней социализации и самоактуализации. Нам удалось доказать, что у женщин в возрасте 18–40 лет в ценностной структуре присутствуют два уровня, которые мы обозначили как «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации». Для беременных женщин характерно понимание «Ценностей самоактуализации» как «самореализации в беременности».

В рамках нашего исследования проведено сравнение локуса контроля у 120 женщин на разных сроках беременности, находившихся в стационаре. Участницы эксперимента были разделены на три группы по сроку беременности. Первую группу (I) составили 35 женщин со сроками беременности до 13недель, вторую (II) — 40 женщин со сроками беременности от 14 до 26 недель и третью (III) — 45 женщин со сроками беременности от 27 недель и до родов.

Женщины из разных экспериментальных групп достоверно различаются по показателю «Локус контроля Я». В I группе у испытуемых присутствует интернальный локус контроля Я(25,80±4,26), во II группе данный показатель смещается в сторону экстернальности (23,42±5,76) (при р≤0,04). В III группе женщины опять становятся интернальными по показателю «Локус контроля Я» (25,95±5,96). II и III группы также достоверно различаются по данному показателю (при р≤0,04). Экстернальный локус контроля во втором триместре свидетельствует, на наш взгляд, об изменениях, происходящих в ценностной структуре личности. Середина беременности является периодом определения новых целей, и у женщины появляется потребность в созвучии со значимыми близкими. Здесь интернальность локуса контроля Я показывает, что женщины в I и III триместрах беременности являются самодостаточными и способными к реализации поставленных целей. Значит, во время беременности, заканчивающейся рождением ребенка, происходят изменения в личности женщины, которые приводят к обретению новой идентичности.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В процессе беременности происходит повышение показателей реактивной и личностной тревожности.
  2. Не удалось выделить отдельные факторы, влияющие на возникновение осложнений беременности на разных сроках; в настоящем исследовании не обнаружено связи между показателями тревожности и клиническим диагнозом беременных женщин.
  3. Не выявлено достоверных различий между клиническим диагнозом осложнения течения беременности и показателями осмысленности жизни.
  4. В результате проведенного эксперимента во всех исследуемых группах были выделены два уровня организации системы ценностных ориентаций личности «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации». В экспериментальных группах изменялось только ценностное наполнение кластеров, а смысловое оставалось неизменным. Выделенные подструктуры мы склонны считать базовыми в ценностной структуре личности женщины.
  5. Выявлены достоверные различия между I и II (р≤0,04) и II и III (p≤0,04) триместрами беременности по показателю «Локус контроля Я» в I и III триместрах беременности у женщин преобладает интернальный локус контроля, а во II — экстернальный.

Литература

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. Вып. XI — П. — М., 1973. — С. 25–27.

3. Волков А.Е., Рымашевский Н.В. Психологические особенности женщин в динамике физиологической беременности // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы Первой всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии. — М., 1996.

4. Кочнева М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и гинекология. — 1990. — № 3. — С. 13–16.

6. Мамиев О.Б. Влияние психоэмоционального статуса беременных на исход родов матери и плода // Материалы научных исследований по основным направлениям вуза. — Астрахань, 1996. — № 5.

8. Маринова Д. Роль психических факторов в возникновении позднего токсикоза беременности // Психодиагностика отношения к болезни принервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990. — С. 143–145

10. Пайз Д. Бессознательное использование своего тела женшиной Психоаналитический подход. — СПб., 1997.

11. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово, 2000.


Ближайшие курсы
9-10 сентября |  Москва
Для перинатальных специалистов, желающих расширить свой арсенал методов и техник практической работы в беременными женщинами в группе и индивидуально;
22-23-24 сентября! |  Москва
Применение арт-терапии и этнотерапии дает в руки перинатального психолога как диагностический, так и психотерапевтический инструментарий для успешного решения проблем, связанных со страхами родов, переживаниями по поводу состояния здоровья ребенка и т.д.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы