АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

СТУПЕНЬ ВОПЛОЩЕНИЯ

Юлия Шмурак
Институт педагогических инноваций РАО

Есть психология психики и психология человека. Человеческая беременность традиционно проходит по ведомству медицины и биологии. Попытки приложения к внутриутробной жизни человека понятий и категорий « психологии психики» с треском провалились в 70-х годах в Германии и продолжают заводить в тупик пренатальных педагогов — практиков. Я уже много лет наблюдаю, как разные духовные акушеры ищут и не находят общего языка, на котором они могут понимать, с чем они имеют дело, и поговорить об этом друг с другом. Наблюдая разные подходы к пониманию и ведению беременности, я вижу, как перепутаны в сознании пренатальных педагогов понятия, описывающие физический, психологический и духовный план человека (этой фразой не дорожу, можешь выбросить).

Психология человека может понять (=выразить в понятиях) развитие человека, каковы условия нормального развития, и что нужно сделать, чтобы все испортить. При этом «нормальное» для психологической антропологии означает не « самое распространенное» или « естественное», а « лучшее из возможного».

Мне принадлежит идея устроить «Встречу» такого сложного явления, как внутриутробная жизнь человека\\беременность с понятиями психологии человека, и у меня получилась модель нормального психического развития человека до рождения, условия, при которых оно нормальное, и что нужно делать, чтобы эти условия соблюдались.

Нормативная модель общего психического развития человека до рождения красиво вписалась верхней строкой в модель нормального развития человека от рождения до смерти, придуманную русским ученым В.И. Слободчиковым. Период внутриутробного существования получил имя « ступень воплощения». Имя подчеркивает, что «на выходе» — после рождения — мы должны получить не зверушку, а человека, который готов иметь дело с человеческой реальностью — с человеческими предметами и другими людьми. Как это возможно? Очень просто. При родах ребенок должен порвать все связи с матерью(физические, биохимические), кроме человеческих — психологических и духовных, это единственное, что остается у него от жизни в животе. А откуда взять эти психологические-духовные?.. Да еще и такие, которые связывают, но не удерживают, не вызывают у новорожденного тяжелой тоски по прежним временам?

Для этого нужно, чтобы в первой половине беременности, до шевеления, сложилась особая форма со=в=местного бытия с ребенком. В концепции В.И. Слободчикова развитие человека возможно благодаря тому, что на каждой ступени он должен находиться в со=бытийной общности с другими людьми. Когда между людьми только связи, развития не будет, будет симбиоз, потому что связь не предполагает умения « смотреть со стороны», Если люди вообще не соприкасаются непосредственно, а только имеют мнение друг о друге, развивающей общности тоже не получится, будет формальная структура, как у тех англичан на необитаемом острове, которых не представили.

Итак, чтобы ребенок получил правильную «дозу» связей и отношений, до начала его шевеления нужно выстроить пренатальную общность. Почему до начала и при чем здесь шевеление? При том, что во второй половине беременности ребеночек должен усвоить и принять на себя все, что мы строили в первой половине так, чтобы наши усилия превратились в его способности, если Бог даст, конечно…
Вот теперь самое время рассказать о стадиях, что на них нужно делать, что будет, если не делать и как помогать, когда «не делается».

  1. Кризис ино=бытия. Для материалиста он происходит во время зачатия и внедрения, а для мистика «космический» период беременности может длиться десятилетиями. Психологический смысл этого периода — в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к «иному», бестелесному миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция — держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того, чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в «ино=бытии», необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни. В области бессознательного находится ответ, какой смысл для человека в том, что беременность не наступает. Программы по сознательному зачатию организуются в родительских школах, как правило, на интуитивных или ценностных основаниях. Я полагаю, что не один ранний выкидыш был предотвращен благодаря сочинению «Как нас вынашивали и рожали», поскольку такая работа часто высвечивает бессознательные причины запрета на размножение.
  2. Стадия принятия совместности — «плод». На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравились в животе, он принял правила игры « идти навстречу». Именно это « естественное» состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода ( примерно от 3 недель до 22): « Я так одинока!» Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. Как в прошлом веке написал один в своем учебнике по акушерству доктор Жук, «прихоти беременных». В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Ведь она не будет готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Для развития ребенка правильно — не «естественно», а по-человечески. Если желание оккупировать не удовлетворяется, то необходимо выдержать испытание, положить конец инфантилизму и принять свое одиночество. Принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она — ребенок, а они -беременные ею ( как было в моем случае), будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от «плодного» состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя «взрослую» ответственность, как и раньше. На мой взгляд, в родительских школах с этой стадией работают мало. В некоторых Центрах беременные рисуют и занимаются разными видами творчества. Опять-таки, не всегда отдавая себе отчет, пренатальные педагоги и духовные акушеры способствуют отреагированию «плодного» состояния и помогают посмотреть на него со стороны. В практике нашей Школы на эту стадию « работают» сеансы холотропного дыхания для пап с рисованием мандал обоими супругами. Было бы полезнее приурочивать этот тренинг к периоду до шевеления.
  3. Кризис плодной жизни. Итак, после того, как семья соединилась с ребенком через свое желание его и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для само=бытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период само=стояния. Философское представление Гегеля о « бессамостной душе младенца в утробе матери», душе, которая « поддерживается душою матери», по моему мнению, относится к периоду, когда мать не замечает движений ребенка. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать «Он шевелится», а не «Меня тошнит». В ее сознании появляется «Другой». Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен… Девиз этого периода « Я не справлюсь!» Многие женщины переживают панику, начинают судорожно читать книжки и искать советов. Как правило, на этом сроке народ приходит в Школу. В качестве яркого примера я приведу сновидение беременной на эту тему. Пациентка-юрист видит себя оперной певицей. Во сне она успешно поет первое отделение, а перед вторым впадает в панику и кричит, что это провал и петь она больше не будет. Ее успокаивает директор в образе ее реального шефа. Это сон о страхе и панике второй половины и о том, что у этой женщины есть разумные силы, способные остановить ее панику (образ директора).Естественно- паниковать, а нормально — налаживать коммуникацию, проще говоря. общение. Просто представлять себе, что хочет сказать ребенок этим движением, что ему нравится из того, что мы ему предлагаем, а что нет. Если этого не делать, то получится формальная общность, полигон для применения воспитательных техник и чужих советов. Мама будет озабочена не тем, что получает ребенок, а достаточно ли она хорошая и правильная мать.
    Это хорошее время, чтобы и стихи почитать, и песни попеть. Можно мысленно. А в Школе у нас в это время идут телесные тренинги, настраивающие на контакт с чужим и незнакомым изначально телом.
    Последняя стадия ступени Воплощения — стадия освоения самости, называется « внутриутробный младенец». Это уже человек, откликающийся на другого человека. Имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не «естественно», а « нормально», то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии, нужно быть в будущем, нужно буквально « видеть» своего ребенка после рождения и свои отношения с ним. Парадокс состоит в том, что связь налаживается с тем ребенком, а не с тем, который есть. Если не делать этого, что трудно представить, то после рождения она будет заниматься пеленками и прочим обиходом, к которому она не подготовилась, а ребенок будет считать, что его предали. Родовой кризис ( следующий кризис в развитии) будет протекать трудно, потому что родовой кризис требует, чтобы мать «присоединялась», а не отдалялась.

А в Школе в это время задаются сочинения по поводу впечатлений от воды, и вообще все занятия в бассейне и йогой «работают» на эту стадию.

Вовсе не значит, что все задания нужно выстраивать хронологически в соответствии со стадиями, важно осознавать, что происходи, где сейчас находится будущая мать в своем бытии с ребенком.

Таким образом, на каждой стадии важно поддерживать баланс механизмов. Если ребенок противопоставлен — соединиться на новом уровне, если соединяется — на ином же уровне разделиться. Главное -не перепутать…

…А мой ребенок сейчас переживает период младенчества (четвертая стадия ступени оживления). Ему хорошо жить в общности со мной, но мне, как и перед родами, приходится задумываться об обособлении. Все повторяется…

Ближайшие курсы
10 ноября  |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
17-18-19 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка
4-5 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар ориентирован на специалистов, которые занимаются психологическим сопровождением женщин и супружеских пар, использующих ЭКО. На семинаре будет рассмотрен период от поддержки при постановке диагноза «бесплодие» и неудачных попытках оплодотворения, помощи при включении в протокол ЭКО и в дальнейшей беременности, до первых лет жизни ребенка, включая вопросы его психического развития, функционирования диады «мать — дитя», особенностей материнской сферы женщин, зачавших путем ЭКО.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы