АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

СОЗДАНИЕ КУКЛЫ: ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ

Интервью с Добряковым И.В. в рамках Всероссийского психологического фестиваля «Куклы и маски», 31.01–02.02.2016 г. Редакция «Психологической газеты»

О секретах психотерапии беременных женщин, женщин, которые не могут выносить ребенка, бесплодных женщин и пар в период ожидания малыша и в постнатальном периоде рассказывает один из основоположников перинатальной психологии в России, психотерапевт, ведущий мастер-класса на Всероссийском психологическом фестивале «Куклы и маски», который состоится 31 января–2 февраля2016 года, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология, психопатология, психотерапия»Игорь Валерьевич Добряков:

- Игорь Валерьевич, Вы уже много лет работаете в сфере перинатальной психологии и психотерапии. Расскажите, пожалуйста, каков спектр проблем, при которых Вы используете работу с куклами?

- Спектр очень широк, я могу сейчас обозначить лишь несколько направлений, о нюансах мы поговорим с участниками психологического фестиваля «Куклы и маски» на моем мастер-классе. Важно отметить, что использование традиционных кукол — не панацея. Работа с ними – часть, причем небольшая, комплексной психотерапии. Иногда изготовление традиционной куклы проводится с беременными женщинами, не уверенными в себе, боящимися предстоящего материнства, а также имеющими семейные проблемы, проблемы с вынашиванием ребенка. На определенном этапе психотерапии бесплодных пар работа с традиционными куклами также бывает уместной.

При проведении занятий по дородовой подготовке, если есть необходимость коррекции психологического компонента гестационной доминанты, нередко проводится тренинг с «перчаточными» куклами. Женщинам он очень нравится. В результате становятся явными некоторые проблемы, рассматриваются возможные варианты их решения, женщины обретают более реалистичный взгляд на беременность, роды, материнство. Например, при эйфорическом типе гестационной доминанты беременная формирует идеализированный образ чудесного ребенка. Этому способствует просмотры телефильмов, в которых присутствуют умильные сцены родов, во время которых из-под простыни достают якобы новорожденного, а на самом деле двух-трех месячного славного, симпатичного малыша. Увидев в реальной жизни своего новорожденного покрытого слизью, красного, сморщенного, «некрасивого» ребенка, женщина, насмотревшаяся телевизора, может переживать по поводу несбывшихся надежд, испытывать разочарование… Мысли о необходимости проведения этого кукольного тренинга появились у меня после того, как родившая без осложнений здорового малыша женщина не захотела, чтобы его положили ей на живот. Я уверен: хорошо подготовлена к родам та будущая мама, которая реалистично представляет, что будет происходить.

Работу с беременными женщинами нужно проводить очень осторожно. Изготовление вместе с ними традиционных кукол — мягкий, осторожный вид вмешательства. Он позволяет женщинам прорабатывать их проблемы незаметно, на бессознательном уровне. Опасность использования традиционных народных кукол, применяемых в различных обрядах, состоит в том, что возможно развитие мистифицированного мышления. Этого ни в коем случае нельзя делать.

Народная традиционная кукла – это творчество, средство воспитания и общения, отражение личности. Традиционная народная кукла хороша тем, что ее может сделать каждый, она у всех получается! Кто-то может сделать очень красивую куклу с первого раза, кто-то – через некоторое время, но получится – у всех. Кукла — архетипический образ матери, отражающий универсальные представления коллективного бессознательного. При этом каждая кукла индивидуальна. Когда будущая мама делает ее, она не подозревает, что делает себя. Говорить ей об этом не нужно. Психолог просто может обосновать свое предложение: «Скоро будешь мамой, и тебе нужно учиться играть с малышом. Лучшие игрушки для ребенка – игрушки, созданные мамой или вместе с ней. Попробуй, сделай куклу!». Работа с куклой – одновременно диагностика (перинатальный психолог получает много важной информации), и психотерапия. Такого рода творчество доступно всем, успех помогает поверить в свои силы, пробуждает фантазию женщины.

В первом периоде родов – периоде раскрытия, время для рожающей женщины тянется томительно долго, ей, как правило, одиноко и тревожно. Мы, особенно если это не партнерские роды, рекомендуем занять себя и из чистых тряпочек делать маленькие традиционные куколки -кувадки, куколки-жуйки, которые могут стать первыми игрушками малыша. Для развития отношений в диаде мать-дитя очень важно, чтобы мать научилась общаться с малышом, понимать его, наладить протодиалог. Нередко женщина, озабоченная хлопотами, кормлением, пеленанием, купанием и прочим, не делает этого. Общение, взаимодействие начинаются еще до родов и продолжаются в будущем.

Я хотел бы на мастер-классе показать, что можно работать очень по-разному. Будучи официальным супервизором Российской психотерапевтической ассоциации, могу свидетельствовать, что одна из очень частых ошибок – проекции. Бессознательно психолог начинает навязывать клиентке свой образ жизни, пропагандирует свои взгляды… Я сам через это прошел: начиная работать в перинатальной психологии. Я составил для беременных женщин специальную подборку моих любимых шедевров классической музыки. И с огромным удивлением обнаружил, что многим она не нравится! Позже пришло осознание, что я пытаюсь навязать им свой вкус. Кому-то он может подойти, а кому-то – нет. Нужно иметь воображение, гибкость, уважать индивидуальность женщины, а не взламывать границы личности и границы супружеской пары (что тоже часто делают, к сожалению, не очень профессиональные психологи, забывая о том, насколько семья уязвима в этот период).

Самое главное – идти за клиенткой, быть очень осторожным и бережным.

Смотрите также:
Авторский курс Добрякова И.В. «Клиническая психология. Перинатальные аспекты».

Ближайшие курсы
10 ноября  |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
17-18-19 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка
4-5 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар ориентирован на специалистов, которые занимаются психологическим сопровождением женщин и супружеских пар, использующих ЭКО. На семинаре будет рассмотрен период от поддержки при постановке диагноза «бесплодие» и неудачных попытках оплодотворения, помощи при включении в протокол ЭКО и в дальнейшей беременности, до первых лет жизни ребенка, включая вопросы его психического развития, функционирования диады «мать — дитя», особенностей материнской сферы женщин, зачавших путем ЭКО.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы