АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ПРОБЛЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Трушкина С.В. Проблема междисциплинарного взаимодействия в организации профилактики отказов от новорожденных детей // Профилактика социального сиротства: подходы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной конференции, Томск, 2006, с. 211–215

Сегодня ситуация в России такова, что от половины до двух третей детей, оставшихся без попечения родителей,- это младенцы, от которых матери отказались в роддоме или вскоре после выписки из него. Как показала практика, «эпидемия» ранних отказов – явление не фатальное и поддающееся воздействию. Грамотно организованная профилактика в достаточно большом количестве случаев приводит к предотвращению назревающего отказа или к изменению решения семьи об оставлении ребенка.

Основными причинами отказов от младенцев являются: 1. мать-отказница живет за чертой бедности или не имеет своего жилья; 2. женщина находится в алкогольной или наркотической зависимости; 3. мать – сама бывшая воспитанница детского дома, часто не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного проживания; 4. роженица находится в юном возрасте; 5. ребенок родился с серьезными отклонениями от нормы; 6. мать имеет тяжелые заболевания, в том числе — ВИЧ-инфицирована; 7. отказ от ребенка – результат безответственного, недостаточно информированного или необдуманного решения.

Каждый конкретный случай может быть вызван как одной, так и несколькими причинами. И в каждом случае для того, чтобы помочь ребенку не остаться сиротой, требуется вмешательство сразу несколько специалистов: социальных работников, психологов, врачей, педагогов, юристов.

Проекты по профилактике ранних отказов, реализованные за последние 2–3 года Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, показали, что необходимость работы в одной команде таких разных специалистовсвязана для них с рядом трудностей. Предварительный анализ позволяет выделить три группы проблем: проблемы налаживания профессиональных и личных отношений внутри команды, проблема ведомственной принадлежности профилактической службы и проблемы взаимодействия со специалистами смежных служб.

Первая группа включает в себя, во-первых, трудности прохождения членами команды этапов группового процесса, обычных для становлениялюбой малой группы. Незнание этих закономерностей вкупе с высокой эмоциональной нагрузкой на специалистов может приводить к возникновению противостояний, конфликтам, отказам продолжать работу в команде. Во-вторых, это недостаточно четкое разграничение своих и чужих профессиональных компетенций. В-третьих, принципы командности и междисциплинарности в работе оказываются чересчур революционными для многих, начинающих работать командой. Навыки коллективного обсуждения случая и возникающих проблем, совместного принятия решений и разделения ответственности, оказания групповой поддержки вырабатываются лишь со временем и не всегда безболезненно.

Проблема ведомственной принадлежности заключается в невозможности «вписать» деятельность междисциплинарной команды в уже сложившиеся и функционирующие по-своему организационные структуры.Руководители медицинских, педагогических или социальных структур либо отказываются выступать в роли организаторов служб профилактики ранних отказов, либо соглашаются сделать службу своим подразделением, но нарушая при этом «баланс сил». Медик или педагог в этом случае гласно или негласно становится более значимой фигурой в команде, а руководитель службы вольно или невольно стремится решать задачи своего ведомства и своего руководства. Между тем проблема не может оставаться нерешенной, поскольку работа службы должна кем-то регламентироваться и контролироваться

Трудности третьей группы – в налаживании контакта и продуктивного сотрудничества со специалистами других ведомств, так или иначе вовлеченных в решение проблемы сиротства. Среди них можно назвать органы опеки и попечительства, органы милиции, различные учреждения здравоохранения, дома ребенка, детские дошкольные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, организации, оказывающие спонсорскую поддержку и т.д.При этом в одной и той же ситуации разные организации могут иметь совершенно разные цели и задачи, вплоть до оказания противодействия друг другу. Правильно налаженные отношения с местными органами власти играют решающую роль в институализации службы профилактики ранних отказов.

Традиционно перечисленные проблемы решаются путем создания межведомственных управляющих структур: комиссий, советов и др.Альтернативный путь, возможно, представляет собой введение в междисциплинарную команду нового члена — «специалиста по реализации социальных проектов», не медика, не психолога или соцработника, а по сути своей менеджера, специально обученного и владеющего организаторскими навыками. В область его компетенции можно будет отнести и вопросы налаживания внутрикомандного взаимодействия, и связи со смежными организациями, и решение вопроса об оптимальной форме подчиненности команды.

Ближайшие курсы
10 ноября  |  Москва
Данный семинар организован для психологов, социальных работников и представителей других специальностей, ведущих групповую и индивидуальную работу с беременными женщинами, работающих в учреждениях родовспоможения, занимающихся сопровождением в родах. Цель: ознакомление с основами акушерской физиологии и патологии, формирование адекватного представление о ведении перинатального периода.
17-18-19 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка
4-5 ноября |  Москва
Действует скидка до 15 октября!
Семинар ориентирован на специалистов, которые занимаются психологическим сопровождением женщин и супружеских пар, использующих ЭКО. На семинаре будет рассмотрен период от поддержки при постановке диагноза «бесплодие» и неудачных попытках оплодотворения, помощи при включении в протокол ЭКО и в дальнейшей беременности, до первых лет жизни ребенка, включая вопросы его психического развития, функционирования диады «мать — дитя», особенностей материнской сферы женщин, зачавших путем ЭКО.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы