АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Соловьева Е.В.

Внутренняя материнская позиция: структура и содержание // Перспективы науки. — 2012. — № 3 (32). — С.411–414.


Ключевые слова и фразы: внутренняя позиция личности, социальная ситуация развития, мотивационное образование, внутренняя материнская позиция.

Аннотация: В статье представлен анализ понятия «внутренняя материнская позиция». Автор опирается на конструкт «внутренняя позиция личности» — центральный в теории личности Л.И. Божович. Изучена структура этого концепта,раскрыто содержание его уровней, показано методологическое значение для исследования личностных и социальных факторов, которые обеспечивают формирование готовности к материнству.

Key words and phrases: internal position of personality, social situation of development, motivation, maternity internal position.

Summary:The article analyses the concept «maternity internal position»on the basis oftheoretical concept «internal position of personality» which plays the key role in L.I. Bozhovich’sTheory of Personality. The author examines the structure of this concept, describes its motivational, cognitive and emotional levels and demonstrates its methodological importance in research of personaland social reasons which form preparedness for motherhood.

Теоретический конструкт«внутренняя позиция личности»был разработан Л.И. Божович в рамках культурно-исторического подхода к развитию психики человека Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева.Являясь центральным, ключевым в теории личности Л.И. Божович, понятие внутренней позиции является, с одной стороны, одним из наиболее известных, а с другой-наименее разработанных в отечественной психологии развития.

Структура социальной ситуации развития включает в себя объективный и субъективный аспекты [3]. Объективный аспект – объективная социальная позиция субъекта — система прав, обязанностей, социальных норм, требований к поведению и деятельности субъекта, что в совокупности задает «идеальную форму» развития[8]. Также сюда относят институты социализации, в которых происходит взаимодействие субъекта с его окружением (семья, образовательные учреждения, сверстники и т.д.) и которые выступают носителями системы социальных ожиданий. Субъективный аспект социальной ситуации развития, по мнению Л.И. Божович, представляет собой принятие и освоение субъектом своей социальной позиции в виде «внутренней позиции» [3].

Внутренняя позиция личности — это «мотивационное образование, система потребностей и стремлений, представленная субъективно в соответствующих переживаниях.Преломляя и опосредствуя воздействия среды, она становится движущей силой развития у человека новых психических качеств» [2, с.189].

Внутренняя позиция субъекта — это своеобразная форма самосознания, которая выступает как на уровне осознания, так и на уровне аффективного переживания, она отражает отношение субъекта к своей объективной социальной позиции, меру ее принятия и освоения, характер представлений о себе и отношениях с другими. Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и ее социального окружения. Таким образом, сформированная внутренняя позиция позволяет человеку строить свое поведение иуправлять собой не усилием воли или преодолением себя, а иначе – через принятие собственного выбора, мотивированного внутренними побуждениями.

В психологии развития понятие внутренней позиции было впервые обозначено Л.И. Божовичкак новообразование, связанное с возрастным кризисом 6–7 лет.Этому новообразованию Л.И. Божович придавала большое значение, считая, что принятие и освоение внутренней позиции школьника является необходимымусловиемего готовности к школьному обучению, т.е. к переходу к новой социальной ситуации развития [4]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и отражает не просто объективное положение растущего человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов, стремлений.

Рассмотрение психического развития как процесса преобразования собственной личности неизбежно поставило вопрос о соотношении объективного и субъективного аспектов в развитии, т.е. о вкладе «внешних» и «внутренних» факторов в формирование личностных новообразований.Введенное Л.И. Божовичпонятие внутренней позиции как раз и отражает сущность этого соотношения.

Очевидно, что потенциал понятия внутренней позиции значительно шире задач изучения того возраста, применительно к которому оно было впервые предложено. Данное психологическое новообразование, впервые появившись на рубеже 6–7 лет,относится к личности в целом, и в процессе онтогенеза оно претерпевает качественные изменения. Внутренняя позиция личности (авнутренняя позиция школьника – ее частный случай) продолжает развиваться и изменяться в течение всей жизни индивида и становится основой других новообразований. Она преобразуется в зависимости от того,какие мотивыв данный момент являютсяведущими в мотивацион­ной иерархии [2].

Ряд исследователей (например, [9], [10]) полагают, что структура внутренней позицииинвариантна, то есть на протяжении всего онтогенеза человека, начиная с 6–7-летнего возраста, в структуре ВП имеются мотивационный, когнитивный и эмоциональный уровни.

Мотивационный уровень представляет собой стремление, интерес, потребность в деятельности, характерной для данной социальной позиции, что проявляется в предпочтении этой деятельности всем другим.Когнитивный компонент – это четкие и подробные представления о содержании и форме деятельности, о своей позиции, о формах взаимоотношений и сотрудничества в рамках данной деятельности. Эмоциональный уровень представлен позитивным эмоциональным отношением к этой деятельности, себе в новой социальной роли и к партнеру, в контексте отношений с которым эта деятельность разворачивается.

Л.И. Божович определяет внутреннюю позицию как «мотивационное образование» — это означает, что основным и ведущим уровнем этого конструкта является мотивационный и, соответственно, его содержание определяет специфику когнитивных представлений и эмоциональных переживаний.

Внутренняя позиция отражает не просто объективное положение человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов и стремлений. Поэтому этот теоретический конструкт может служитьуниверсальной системнойличностнойхарактеристикой, которая имеетразличное содержаниеи формы проявления в онтогенезе, не меняя при этом своей структуры. Следовательно, в рамках теории личности, сформулированной Л.И. Божович, внутренняя позиция может быть использована в качестве единицы анализа личности на разных этапах жизни человека. В этом состоит основное методологическое значение изучаемого конструкта.

Обратимся теперь к понятию внутренней материнской позиции (ВМП). Е.И. Захарова определяет его как форму отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери [6];это особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью.Освоение женщиной этой позиции создает мотивационную направленность на выполнение материнских функций в ходе беременности,в родах и после рождения ребенка [5].

Как было показано выше, содержание внутренней позиции личности проявляется на мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Мотивационный уровень сформированной ВМП представлен личностными смыслами и ценностными ориентациями, связанными с материнством и ребенком,включением материнства в систему уже имеющихся актуальных мотивов и потребностей, направленностью на выполнение родительских функций [5], а также ценностные ожидания, адресованные ребенку и себе как матери. Когнитивный уровень ВМП — это осознаваемые ценностные представленияо материнстве, о ребенке, об образе себя как матери, о детско-родительских отношениях. Сюда также следует отнести «декларируемое» эмоциональное отношениек себе как матери и к ребенку. Эмоциональный уровень ВМП – это эмоциональное отношение к материнству, ребенку и себе в роли матери.

Эти уровни ВМП находятся в определенной иерархии: мотивационный уровень является высшим, именно он определяет и организует содержание ориентирующих образов, представлений и эмоционального отношения к ребенку и себе в роли матери и при помощикогнитивных и эмоциональных составляющихрегулируетповедениеженщины во время беременности, родов и в процессе взаимодействия с ребенком.

Как показано в исследовании Е.Б. Айвазян, помимо реальных ценностей и мотивов, составляющих мотивационный уровень, внутренняя материнская позиция на когнитивном уровне включает также и осознаваемые ценностные представления. С одной стороны — это нормативные, социально желательные ценности, предъявляемые человеку социумом, т.е. ценностные стереотипы, а с другой стороны — рефлексивные представления о своих собственных ценностях [1].

При всем разнообразии подходов к изучению материнства, которое в последние годы широко ведется в различных аспектах,проблема готовности женщин к выполнению материнских функций полностью не решена [11]; вопрос о факторах (личностных и социальных),которые обеспечивают формирование готовности к материнству, остается открытым. М.Е. Ланцбург отмечает, что само понятие «психологическая готовность к материнству» не имеет до сих пор строгого определения, его сущность и структура понимается неоднозначно [7]. Таким образом, назрела необходимость в четком научном обосновании этого феномена и выделениикритериев его формирования.

Сформированная ВМП создает мотивационную готовность женщины к выполнению материнских функций, обеспечивая при этом положительное эмоциональное отношение к этой деятельности, поэтому ВМП как раз и может стать тем теоретическим конструктом, на основе которого могут быть качественно исследованы основные феномены,регулирующие материнское поведение — личностные смыслы материнства,эмоциональное отношение к материнству,к себе в роли матери и к ребенку,образ ребенка,образ себя в роли матери,представления осодержании и форме материнской деятельности.

Исследование внутренней материнской позиции как личностного новообразования в психике женщины расширяет представления о ее развитии во взрослом возрасте, вносит вклад в решение важной дискуссионной проблемы отечественной возрастной психологии — о возможности примененияпредставлений о культурно-исторической обусловленности развития в детском и подростковом возрасте к пониманию и анализу механизмовразвитиявзрослого человека.

Литература

1. Айвазян Е.Б. Внутренняя материнская позиция у беременных женщин: теоретический и эмпирический анализ.// Альманах ИКП РАО. –9/ 2005.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268.

5. Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 2. – C. 24–29.

6. Захарова Е.И. Роль ценностно-смысловой ориентировки в психологической подготовке женщины к родам // Журнал практического психолога.–2002.- № 4–5, С. 53–60.

7. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций. // Психологическая наука и образование. – 2011. -№ 1.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

9. Лубовский Д.В. Понятие «Внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования //Журнал практического психолога: Научно-практический журнал.–2008. -№ 5.-С. 157–171.

10. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — С. 50—61.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

Ближайшие курсы
9-10 сентября |  Москва
Для перинатальных специалистов, желающих расширить свой арсенал методов и техник практической работы в беременными женщинами в группе и индивидуально;
22-23-24 сентября! |  Москва
Применение арт-терапии и этнотерапии дает в руки перинатального психолога как диагностический, так и психотерапевтический инструментарий для успешного решения проблем, связанных со страхами родов, переживаниями по поводу состояния здоровья ребенка и т.д.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы