Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения

Г.Г. Филиппова
Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Ценр Психического Здоровья РАМН

Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения

Беременность у девочек-подростков (13–17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирования полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям юных.
Репродуктивная сфера состоит из двух блоков: полового поведения и материнского. Потребности, обеспечивающие реализацию репродуктивного поведения, можно назвать «витальными для вида»: индивид без их удовлетворения может существовать, а вид — нет. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе.

Особенностью «биологического проекта» репродуктивной сферы является _несвязанность_ обоих ее блоков в субъективной представленности. Поэтому и логика развития этих форм поведения в онтогенезе самостоятельна. Опредмечивание мотивационных основ отношения к ребенку обеспечивается реакцией на ключевые «младенческие» признаки, в результате чего младенец приобретает самостоятельную ценность. При разделенности в субъективной представленности материнской и половой сфер отношение к младенцу не подвергается влиянию со стороны полового поведения.

С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, образовавшиеся социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако, их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа ребенка с причиной его появления переводит ценностное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от особенностей полового поведения.

С этой точки зрения интересно отметить различное отношение в обществе к законнорожденным и незаконнорожденным детям, оправдывание абортов при беременностях вследствии изнасилования ярыми противниками абортов, традиции оставлять детей в семье мужа после развода у некоторых национальностей. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.

Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная как фактором нежеланности, так и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так как он связан с незавершенной сепарацией от родителей и незрелостью эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности.

Можно выделить 2 аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы:

  1. Незавершенность расхождения мотивационных основ полового и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постанатальном периоде онтогенеза (1 этап), в рамках развития игровой деятельности (2 этап), в процессе «нянчания"(3 этап). 5 этапом являются беременность и роды. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.
    Можно предположить, что сдвиг 5 этапа развития материнского поведения на 4 может продуцировать осложнения в развитии и материнского и полового поведения. Это усугубляется индивидуальными особенностями развития обоих форм поведения на предыдущих возрастных этапах. Исследования показывают, что в случаях отказа от ребенка при ранних беременностях указанные нарушения всегда имеют место.
  2. Незавершенность сепарации от родителей, что блокирует специфически человеческий процесс объединения полового поведения и материнского в единый комплекс. Это осложняется незрелостью эмоционально-волевой сферы юных беременных женщин, корни которой лежат в искажении ранних связей с матерью.

Особенности родительского поведения матери и отца определяют характер полоролевой идентификации юной женщины. По нашим данным это в первую очередь сказывается на отношщении к половому партнеру, и лишь через это может повлиять (или не повлиять) на отношение к ребенку.

Возможно сочетание полоролевой идентификации по мужскому типу с хорошей сформированностью мотивационных основ материнского поведения. Видимо, специфическое эмоциональное отношение к ребенку является общей характеристикой родительского поведения, присущей обоим полам, а не только характеристикой поведения матери, что иллюстрирует независимость мотивационных основ полового и материнского поведения.

Таким образом, беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение не только в развитии полового и материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается случаями «благополучных» исходов ранней беременности:

  1. Когда родители роженицы соглашаются взять ребенка.
  2. Когда беременная состоит в браке.

Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в протекании беременности, а часто и родов, в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15–16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на необходимость помощи старших, причем свои действия рассматриваются скорее как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Кроме того, выражен конфликт между актуальным процессом становления собственных ценностно-смысловых ориентаций, характерным для этого возраста, и необходимостью осознать завершенность прошедшего жизненного этапа, перехода в новое качество.

Интересно отметить, что подобные особенности онотогенетического развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и т.п., то есть психологически «еще не ставшими взрослыми» к моменту беременности.

Высказанная точка зрения на особенности развития репродуктивной сферы поведения и личности в целом на фоне ранней беременности обосновывает необходимость профилактики и коррекции этих нарушений не только до вознкиновения и в период беременности, но также после родов. В случае «благополучного исхода» (ребенок воспитывается в семье родившей женщины) необходима коррекция взаимоотношений юной матери как с новородженным, так и с родителями и другими родственниками. Это важно не только для нее самой, но и для ее ребенка.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
30 ноября 20.00-22.00
1600 руб
Тема РОДЫ в курсе для беременных (взгляд акушера-гинеколога)
вебинар
26 ноября 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Психолог в роддоме
вебинар
23 ноября 20.00-22.00
ОТ 1590 руб
1800 руб
-12%
Психологические аспекты грудного вскармливания - руководство для специалистов
вебинар
17 и 19 ноября 20.00-22.00
ОТ 2600 руб
3800 руб
-32%
Акушерство для психологов и не только...
дистанционный курс
16 ноября 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1800 руб
-28%
Как готовить к партнерским родам?
вебинар
12 ноября 18.00-20.30
ОТ 1290 руб
2200 руб
-41%
Работа после декрета: как возвращаться на рынок труда
вебинар
10 ноября 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1600 руб
-19%
Осложнения в родах и медицинские вмешательства - экскурс для психологов
вебинар
перенесен - дата утверждается
16800 руб
Как стать родителем своему внутреннему ребенку?
очный тренинг Марины Ланцбург
26 и 27 октября 20.00-22.00
ОТ 3100 руб
4200 руб
-26%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
дистанционный курс
22 октября 18.00-21.00
ОТ 1590 руб
2100 руб
-24%
Обучение современных детей: soft skills
вебинар