Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Характер и динамика взаимодействия матери с ребенком в процессе грудного вскармливания

Ланцбург М.Е.

Характер и динамика взаимодействия матери с ребенком в процессе грудного вскармливания // Тезисы VIII международной конференции по акушерству, перинатологии, неонатологии “Здоровая женщина — здоровый новорожденный”. 15–16 ноября, Санкт-Петербург — Бюллетень ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова. – Санкт-Петербург, 2013. — С. 53–55.

Общение младенца со взрослым, осуществляемое в процессе повседневных процедур ухода (кормления, купания, одевания, прогулок и т.п.), является фактором его психического развития. Причем, как отмечает М.И. Лисина (2), сначала взрослый включает ребенка в различные виды деятельности, в которых он усваивает первые связи диады «мать-ребенок», а затем приобретенное переходит в потребность, и ребенок проявляет активность для ее удовлетворения. Такое взаимодействие осуществляется посредством вербальных, паравербальных и невербальных средств коммуникации. Самые ранние контакты матери с ребенком осуществляются с помощью невербальной коммуникации: через физический контакт (объятья, прикосновения), взгляды, мимику. Речь взрослого в общении с младенцем имеет специфические черты подстройки как по содержанию, так и по интонациям, ритму, высоте звука и носит название «baby talk». Условием такого общения является проявление у матери важнейших компонентов материнской компетентности: чувствительности респонсивности и субъектно-ориентированного отношения к ребенку. Г.Г. Филиппова (4) выделяет три типа динамики эмоционального сопровождения ребенка: развивающий тип, когда мать ориентируется на достижения в развитии ребенка, ее поведение стимулирует ребенка проявлять больше активности и в отечественной психологии рассматривается как ориентация матери на зону ближайшего развития; тип «следования за гештальтом младенчества», когда мать достаточно отзывчива к ребенку, но ее поведение является как бы фиксирующим его достижения в развитии; неадекватный тип, когда динамика эмоционального поведения матери не соответствует динамике развития ребенка.

В отечественной психологии выделяют ситуации «чистого общения», когда ребенок физически отделен от взрослого, и ситуации «физического взаимодействия», при которых между матерью и ребенком происходит обмен по тактильным, температурным, обонятельным, слуховым и др. каналам. К последним относят ношение на руках, купание, переодевание и грудное вскармливание. С.Ю. Мещерякова (3) отмечает, что ситуации взаимодействия различаются тем, что каждый из партнеров занимает определенную позицию по отношению к другому, т. е. между матерью и ребенком развертывается циклическая деятельность, в которой поведение ребенка и взрослого попеременно становятся то ответом на взаимодействие партнера, то новым взаимодействием на него. Подходя к грудному вскармливанию как динамично меняющейся ситуации взаимодействия матери и ребенка, мы можем проследить его развитие на протяжении всего периода кормления. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые полгода, и затем с постепенным введением прикорма поддержание его до исполнения ребенку одного года с уточняющей формулировкой «желательно до двух лет» (1). Основываясь на знании закономерностей психического развития ребенка первых лет жизни, мы выделили четыре стадии в динамике взаимодействия матери и ребенка в процессе грудного вскармливания (см. таблицу 1).

Стадии
ГВ
Возраст
ребенка (мес)
Ведущая
деятельность
Тип общения
ребенка
со взрослым
Возрастные особенности в развития ребенка Поведение ребенка
в процессе ГВ
Поведение матери
в процессе ГВ
Первая 0–2(3) Эмоциональное общение Ситуативно-личностное Кризис новорожденности. Адаптация к жизни в новых условиях. Формирование базового доверия к миру. Завершается возникновением комплекса оживления Адаптация организма к новому типу питания. Полностью поглощен Процессом вскармливан-ия. Вероятны колики. Приспособление к потреб-ностям ребенка. Кормле-ние по требованию. Поддержание наиболее полного телесного кон-такта с ребенком. Решение вероятных проблем с лак-тостазом, нехваткой молока и болезненностью сосков.
Вторая 3–5(6) Развитие отношений с ухаживающим взрослым. Разнообразие вокализаций, гуление. Самостоятельные манипулятивные действия с предметами в отсутствие взрослого. Сокращается время пре-бывания у груди. Возможны отвлечения. Допустимо достижение компромисса между инте-ресами мамы и ребенка (до 30 минут сдвиг от требований ребенка)
Третья 6–9 Предметно-манипулятивная деятельность Ситуативно-деловое, осуществляется в совместной деятельности
с предметами.
Освоение позы «сидя». Актив-ное ползание. Овладение разнообразными действиями с предметами в совместной деятельности со взрослым. Появление лепета. Во время кормления отвлекается на познава-тельную деятельность. Учится принимать пищу, помимо материнского молока Введение прикорма и пос-тепенное снижение числа кормлений.
Четвертая 9-до завершения кризиса первого года Кризис первого года. Переход к прямохождению, достижение ульнарного грифа в манипулятивной деятельности, освоение слов. Понимание запретов. Появление протестных реакций. Сокращение числа корм-лений грудью до утреннего и вечернего. Завершение грудного вскармливания

Задачи, решаемые в каждом возрастном периоде, отражаются на специфике взаимодействия матери с ребенком в процессе грудного вскармливания. На первой, адаптационной стадии, мать приспосабливается к ребенку, устанавливает с ним тесный телесный контакт, осуществляет кормление по его требованию. Задача такого взаимодействия – содействовать установлению у ребенка базового доверия к миру (Эриксон Э.Г.). Завершается стадия возникновением комплекса оживления. На второй стадии между матерью и ребенком сохраняется непосредственное эмоциональное общение, однако уже уверившийся в ее надежности малыш, способен переносить ограниченную фрустрацию, он учиться самостоятельно развлекать себя, и собственные интересы матери здесь могут уже находить в определенной мере свою реализацию, И хотя ребенок по-прежнему кормится исключительно грудным молоком, на этой стадии можно рекомендовать семье с младенцем начать введение не чаще одного раза в неделю «маминых дней», когда она, оставив малыша на близких и сцедив молоко на одно кормление, уходит из дома, посвящая время занятиям, доставляющим ей удовольствие. Такой отдых позволяет матери сохранить радость общения с малышом, являясь профилактикой переутомления, наступающей у некоторых женщин под воздействием факторов бессонницы, тревоги за ребенка, сенсорной нагрузки и социальной изоляции. На третьей стадии ребенок входит в новую фазу развития, характеризующуюся активным освоением окружающей его предметной среды. Предпосылками к этому являются его способности сидеть, ползать, переворачиваться и активно захватывать предметы руками и ногами. На этой стадии роль грудного вскармливания во взаимоотношениях матери с ребенком начинает снижаться. Теперь мама во время бодрствования интересует малыша как партнер по совместным действиям с предметами. В этот же период начинается введение прикорма. Мама учится получать удовольствие от совместных действий с малышом, помогая ему осваивать предметно-манипулятивную деятельность. На четвертойстадии мама и малыш приходят к завершению грудного вскармливания. Это происходит естественным образом в период разворачивания кризиса первого года, когда малыш, будучи уже способным самостоятельно передвигаться, захватывать предметы и открыто доносить до взрослых свои желания, начинает отделяться от матери, проявляя протестные реакции. Освоение окружающего мира теперь становится для него более интересным занятием, чем пребывание в ограниченном пространстве маминой груди, хотя в ситуации тревоги и засыпания он вновь любит к ней прижаться. На этой стадии важно, чтобы не только малыш созрел, но и мама оказалась готовой его отпустить. Так это обычно и происходит, если их взаимодействие уже переведено на новый тип общения – ситуативно-деловой. Но для некоторых мам отлучение ребенка от груди является болезненным процессом и они продолжают поддерживать грудное вскармливание в течение всего дня, что чревато в конечном счете, как гипотрофией ребенка, так и в психологическом плане, трудностями в социализации. Иногда происходит фиксация отношений матери с ребенком на первой-второй стадии в течение всего периода грудного вскармливания. Переход от стадии к стадии является свидетельством нормального развития отношений матери и ребенка и является залогом создания матерью условия для оптимального психического развития ребенка.

Литература

  1. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех. Практическое руководство для медицинских работников. ВОЗ. – Европей-

ское региональное бюро. – Копенгаген, 1997.

  1. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. – Киев, 1983.
  2. Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении со взрослы-

ми // Вопр. психол. – 1975. – № 5. – С. 81–99.

  1. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5600 руб
6800 руб
-18%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
c 22 июня, 6, 20 июля, 3,17,31 августа по субботам в 13.00
ОТ 7900 руб
15800 руб
-50%
Курс по внутреннему ребенку для выпускников
онлайн-тренинг
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
ОТ 65000 руб
83000 руб
-22%
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг