Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительно-психологический анализ адаптивной природы боязни новизны у детей первого года жизни

Г.Г Филиппова

У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.

Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.

У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.

У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.

Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
30 ноября 20.00-22.00
1600 руб
Тема РОДЫ в курсе для беременных (взгляд акушера-гинеколога)
вебинар
26 ноября 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Психолог в роддоме
вебинар
23 ноября 20.00-22.00
ОТ 1590 руб
1800 руб
-12%
Психологические аспекты грудного вскармливания - руководство для специалистов
вебинар
17 и 19 ноября 20.00-22.00
ОТ 2600 руб
3800 руб
-32%
Акушерство для психологов и не только...
дистанционный курс
16 ноября 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1800 руб
-28%
Как готовить к партнерским родам?
вебинар
12 ноября 18.00-20.30
ОТ 1290 руб
2200 руб
-41%
Работа после декрета: как возвращаться на рынок труда
вебинар
10 ноября 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1600 руб
-19%
Осложнения в родах и медицинские вмешательства - экскурс для психологов
вебинар
перенесен - дата утверждается
16800 руб
Как стать родителем своему внутреннему ребенку?
очный тренинг Марины Ланцбург
26 и 27 октября 20.00-22.00
ОТ 3100 руб
4200 руб
-26%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
дистанционный курс
22 октября 18.00-21.00
ОТ 1590 руб
2100 руб
-24%
Обучение современных детей: soft skills
вебинар