Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Исследование восприятия материнства и возрастных особенностей детей у девушек старшего подросткового возраста.

Исследование восприятия материнства и возрастных особенностей детей у девушек старшего подросткового возраста// Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение ХХ1 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, С. 157.
Крысько А.А.

Ежегодно в России 16–30 тысяч детей рождаются у девушек до 17 лет. Между тем беременность в пубертате чревата конфликтом между задачами подросткового возраста и задачами материнства.

В пилотном исследовании участвовали 114 девушек от 15 до 20 лет, разделенные на три группы: 64 не имели ребенка (П), 16 беременных в IIIтриместре (Б), 34 юные матери (М). Использовались Опросник представлений о возрастных особенностях детей и материнстве (разработан М.Е. Ланцбург, А.А. Крысько), рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), проективная методика«Материнский ТАТ» (О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз). Выявлено, что подростки группы П хотели бы иметь больше детей, чем Б и М, которые ограничивались одним ребенком.

В группе П отмечались хорошие знания о подростках и практически отсутствовали знания о детях раннего возраста, у группы Б в равной мере представлены знания о раннем и подростковом возрасте, а у группы М в два раза выше была частота адекватных ответов по раннему возрасту, чем по подростковому. Итак, подростки плохо ориентируются в раннем возрасте, но беременность и рождение ребенка способствуютприобретению таких знаний.Значимость ребенкаи стабильности отношений достоверно чаще отмечали Б, чем П, у Б снижаласьзначимость постоянных сексуальных отношений по сравнению с двумя другими группами. У М значимость ребенка, а также поддержки, взаимопонимания и заботы встречалась чаще, чему П и Б.

По рисунку «Я и мой ребенок» наличие конфликта с материнством выявлено у большинства девушек П, трети Би половины М. Большинство Б изображали себя с животом (признак отсутствия субъективизации ребенка). В половине рисунков трех групп не прорисованы черты лица ребенка (свидетельство затруднений в установлении эмоционального контакта). Специфичным для рисунков М являлось замещение образа ребенка на образы мягких зверушек (мишки, котята), красивые пейзажи, а также замена фигуры матери на образы солнца, сердечка, воды, что свидетельствует о личностной незрелости, неуверенности в себе как матери. Для подавляющего большинства рисунковво всех группах характерно присутствие образа мужчины, что отражает одну из задач возраста — развитие отношений со сверстниками противоположного пола.

По методике «Материнский ТАТ» у девушек из группы П переживания были связаны с взаимодействием со сверстниками, что вписывается в задачи возраста. Беременность влияла на появление переживаний, связанных с абортом как альтернативным решением, а также с ребенком, родами и материнством. Рождение ребенка влияло на появление переживаний о родительстве, установок на создание семьи. По временной перспективе высказываний от бездетных к беременным (от 17,1% к 62,5%) и от беременных к матерям (от 62,5%к 76,4%) усиливалась направленность на будущее.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
4, 7, 8, 9 февраля 20.00-22.00 (мск)
ОТ 6600 руб
10200 руб
-35%
Психологическое консультирование женщин и пар в ситуации репродуктивного выбора
дистанционный курс
24 января-4 апреля
ОТ 36900 руб
55000 руб
-33%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
дистанционный курс
перенесен - дата утверждается
16800 руб
Как стать родителем своему внутреннему ребенку?
очный тренинг Марины Ланцбург
23 декабря 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1400 руб
-8%
Ассоциативная техника работы на этапе планирования беременности «Куб в пустыне»
вебинар
20,21,22 декабря 20.00-22.00
ОТ 3900 руб
7400 руб
-47%
Работа с утратой в перинатальном периоде
дистанционный курс
17 декабря 20.00-22.00
ОТ 1390 руб
1800 руб
-23%
Психоаналитические концепции возникновения психосоматических расстройств.
вебинар
14 декабря 18.00-20.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Прокрастинация
вебинар
10 декабря 20.00-22.00
ОТ 1290 руб
1600 руб
-19%
Тема РОДЫ в курсе для беременных (взгляд акушера-гинеколога)
вебинар
10 декабря - 10 января
ОТ 7700 руб
13000 руб
-41%
Семья. Перезагрузка
8 вебинаров с практическими заданиями и обратной связью от автора
7,8,14,15 декабря 20.00-22.00
7800 руб
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс