Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Вспомогательные репродуктивные технологии: факторы риска в психическом развитии ребенка

Филиппова Г.Г.

Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья»/ Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24–27 сентября 2013 г.-М.:OOOONEBOOK.RU.–167с.

В последние десятилетия катастрофически растет количество искусственных зачатий. Первый в мире ребенок, зачатый методом ЭКО, родился в 1978 г., в России – в 1986 г. В 1995 г. таких детей было 5 000, а в 2010 г. людей, рожденных методами вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), уже 5 000 000. В высокоразвитых странах все чаще возникают проблемы, связанные с наступлением и вынашиванием беременности (в некоторых европейских странах ЭКО составляет от 5 до 10% зачатий). В России в настоящее время более 115 клиник ВРТ. На медицинских конгрессах обсуждается проблема здоровья детей, рожденных в результате различных методов ВРТ. Однако до сих пор практически нет данных об особенностях психического развития этих детей. В частности потому, что в родители обычно скрывают статус рождения ребенка, особенно если используются донорство или суррогатное материнство.

Опыт работы с семьями при подготовке к процедурам ВРТ, ведения беременности и консультации семей после рождения детей позволили выделить ряд особенностей, которые, по моему мнению, являются факторами риска в психическом развитии ребенка, рожденного в результате использования ВРТ. Эти факторы можно разделить на три группы: отягощенность здоровья матери и отца и течения беременности; психологическая неготовность женщины и мужчины к родительству; искажение родительского отношения в результате отношения родителей к ребенку и процедуре ВРТ.

  1. Отягощенность здоровья матери и отца обычно связаны с длительным лечением нарушений репродуктивной сферы, а также с возрастом родителей: к ВРТ обращаются после ряда лет лечения, возраст родителей обычно после 35 лет. Течение беременности также отягощено массированной медикаментозной поддержкой, чаще наблюдается различная патология беременности, родов и послеродового периода.
  2. Психологическая неготовность женщины и мужчины к родительству. Исследования последних лет свидетельствуют, что нарушения репродуктивного здоровья являются определенной формой соматизации внутреннего конфликта, связанного с социально обусловленным запросом на рождение ребенка и одновременно психологической неготовностью к осуществлению родительской роли. Последнее выражается в незрелости мотивации рождения ребенка, несформированности образа ребенка и себя как родителя (матери или отца), недостаточной родительской компетентности, в страхах, связанных с беременностью и родами. Это подтверждается диагностикой психологической готовности к материнству и отношения к ребенку во время беременности (в сравнении беременных с естественно возникшей беременностью и беременностью после лечения бесплодия и невынашивания). Эти женщины обычно не мотивированы на посещение курсов подготовки к родам и родительству. После рождения ребенка у них больше нарушений в тактильных и эмоциональных контактах с ребенком, в воспитательных стратегиях и установках, а главное – в понимании состояний ребенка и способности своевременно и качественно удовлетворять его потребности и осуществлять защиту и поддержку, что считается основным содержанием материнской функции с позиции современных подходов к психологии раннего развития.
  3. Искажение родительского отношения в результате отношения родителей к ребенку и процедуре ВРТ. Такое искажение имеет два источника. Во-первых, у женщин во время беременности и после родов появляется излишняя тревожность в отношении ребенка. Длительное бесплодие приводит к формированию сверхценности ребенка, гиперопеки, причем обычно ориентированной на тревогу за здоровье ребенка, в результате чего у родителей возникает представление о его слабости, недостаточной адаптивности. Повышенная тревожность матери во время беременности, особенно в первом триместре, создает для ребенка ситуацию пренатального стресса. Это усугубляется более частыми в этих случаях кесаревыми сечениями. Во-вторых, у родителей нередко присутствует представление о «ненормальности» самой процедуры ВРТ, особенно при использовании криоконсервации эмбрионов, процедур ИКСИ (интроекция одного сперматозоида в яйцеклетку) или донорских половых клеток. В последнее время появилась еще одна причина для такой тревоги: новые методы позволяют получить эмбрион от спермы такого качества, которая еще недавно считалась абсолютно нефертильной. Все это формирует определенную родительскую установку по отношению к будущему ребенку.

Такое положение свидетельствует о том, что беременность при вспомогательных репродуктивных технологиях является фактором риска для психического и физического развития ребенка и требует не только медицинского, но и психологического сопровождения. Необходима организация и осуществление систематической психологической помощи на всех этапах репродуктивного цикла семьи с нарушением репродуктивной функции: в процессе лечения бесплодия и невынашивания, подготовки к процедурам ВРТ, сопровождении беременности, психологической помощи и сопровождении после родов и на этапе установления диадических отношений и раннего развития ребенка. Такую помощь возможно осуществлять только в случае организации эффективной психологической работы внутри всех звеньев медицинского сопровождения, лечения и реабилитации нарушений репродуктивного здоровья семьи. Однако, до сих пор при использовании ВРТ практически нет психологического сопровождения или оно ограничивается лишь коррекцией негативных психических состояний женщины. Необходимо мотивировать пациентов ВРТ не только на работу с психологом для повышения эффективности зачатия и вынашивания беременности, но и для подготовки к родительству и сопровождения раннего развития ребенка.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5200 руб
6800 руб
-24%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
c 22 июня, 6, 20 июля, 3,17,31 августа по субботам в 13.00
ОТ 7900 руб
15800 руб
-50%
Курс по внутреннему ребенку для выпускников
онлайн-тренинг
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
83000 руб
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг