Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Перинатальная психотерапия как сфера деятельности перинатального психолога

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Завгородняя И.В., 2016, Электронный научный журнал «ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» www.humjournal.rzgmu.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения места перинатальной психотерапии в системе психологической науки и практики. Перинатальная психотерапия отличается от других разновидностей психотерапии рядом специфических особенностей. Перечислены теоретические и практические задачи, стоящие перед перинатальным психологом на сегодняшний день.

Ключевые слова: перинатальная психология, перинатальная психотерапия, клиническая (медицинская) модель психотерапии, психологическая модель психотерапии.

Интенсивное развитие перинатальной психологии, возникшей в 70-е годы XX века за рубежом и в 90-е годы XX века в России, вызывает не только исследовательский интерес, но и создает необходимость определения научнопрактического статуса данной психологической отрасли.На сегодняшний день можно говорить о наличии двух точек зрения по вопросу положения перинатальной психологии в системе психологических наук. С одной стороны [1, 2] она рассматривается как область клинической (медицинской) психологии и ограничивается изучением системы мать-дитя и ранних этапов онтогенеза до первых лет жизни ребенка. При такой трактовке подчеркивается, что перинатальный психолог может осуществлять психопрофилактическую, психодиагностическую, консультативную, психокоррекционную и научноисследовательскую деятельность. Однако он не имеет права заниматься психотерапией, которую осуществляет только врач-психотерапевт. С другой стороны [3] перинатальная психология понимается как самостоятельная отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития на ранних стадиях онтогенеза и влияние перинатального опыта на последующую жизнь человека. При такой трактовке перинатальный психолог обладает возможностью осуществлять психотерапию на разных этапах развития личности, начиная с раннего онтогенеза и на протяжении последующей жизни человека.Возникшее противоречие в понимании сущности и возможностей перинатальной психологии и психотерапии, а также в ограничении профессиональной деятельности специалистов, на наш взгляд, имеет основание в наличии двух моделей психотерапии – клинической (медицинской) и психологической.Медицинская модель психотерапии базируется на синдромологическом и нозологическом подходах к пониманию и диагностике психических отклонений. Причины заболевания видятся, прежде всего, в организме человека (физиологии, биохимии и т.д.). Внеорганизмические причины заболевания либо не выявляются, либо их значение минимизируется. Медицинская модель психотерапии предназначена для диагностики, предупреждения и лечения психических нарушений непсихотического уровня, т.н. пограничных психических расстройств или области малой психиатрии. Большинство психотерапевтов при лечении используют психотропные препараты (транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы).В рамках медицинской модели психотерапии выделяется отдельная область – психотерапия выраженных патологических (клинических) расстройств, которая неотделима от клинической медицины, в частности психиатрии. В таком случае проводится психотерапия деперсонализационных, депрессивных и бредовых расстройств, суицидальных наклонностей, шизофрении, алкоголизма и наркомании. Однако более успешной психотерапия оказывается в продлении и поддержании качества ремиссий, в нормализации психического состояния пациентов. В медицинской модели психотерапии наиболее эффективными являются специалисты с базовым медицинским образованием и клинические психологи, работающие совместно с врачом. К сфере деятельности психотерапевта относятся следующие уровни психической организации человека: невротический, психопатический и психотический.Психологическая модель психотерапии ориентирована на разрешение проблем, не достигающих уровня патологии, но влияющих на проявления и развитие психических функций, личность и качество жизни человека. Данная модель психотерапии ориентирована на помощь психически здоровым людям, которые могут являться субъектами психотерапевтического взаимодействия (обладают адекватным восприятием окружающей реальности, сохранным сознанием и самосознанием, критичностью к своему состоянию, могут нести ответственность за свои решения и действия). Использование медикаментозных препаратов не предполагается, психотерапия осуществляется нематериальными способами. Психотерапевт не использует нозологию, не ставит диагнозы, опираясь при выявлении и интерпретации проблемы на основные положения психологического направления, которого он придерживается.

В психологической модели психотерапии наиболее эффективными являются специалисты с базовым психологическим образованием, а также специалисты с медицинским образованием, имеющие глубокую психологическую подготовку. К сфере деятельности психолога относятся следующие уровни психической организации человека: уровень нормы, уровень поведенческой дезадаптации и уровень эмоциональных нарушений.Следовательно, перинатальный психолог имеет право в своей деятельности реализовывать психологическую модель психотерапии. Противопоказаний к применению перинатальной психотерапии не наблюдается [3]. Однако необходимо ограничение применения суггестивных, психодраматических и глубинных техник при работе с диадой, особенно в период беременности, поскольку это может повлиять на состояние беременной женщины и внутриутробного ребенка.Перинатальная психотерапия имеет ряд особенностей, отличающих ее от других разновидностей психотерапии: 1) диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (система «мать-дитя»), 2) ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений; 3) последовательность смены задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи и этапами реализации репродуктивной функции, а также этапами личностного развития; 4) особое внимание к существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на диадические проблемы клиента; 5) внимание к неосознаваемым ранним интроектам и неосознаваемым мотивационным конфликтам, определяющим жизненную позицию и психосоматические особенности клиента; 6) предпочтительность краткосрочных психотерапевтических методик; 7) необходимость тесного сотрудничества перинатального психолога и психотерапевта с другими специалистами. Перед перинатальной психологией и психотерапией на сегодняшний день стоит широкий спектр теоретических и практических задач. К теоретическим задачам относятся: выявление и научное объяснение механизмов формирования психики человека в пренатальном периоде; изучение процессов взаимодействия и взаимовлияния психических процессов матери на формирующуюся психику ребенка, в том числе исследование восприятия информации от матери и окружающего мира внутриутробным ребенком и ее закрепление в памяти; выработка единого концептуального и категориального аппарата, позволяющего достичь взаимопонимания различным направлениям, концепциям и подходам в области перинатальной психологии и медицины; определение сферы компетенции перинатального психолога и требований к его подготовке и квалификации; дальнейшее уточнение предмета, объекта и задач перинатальной психологии и психотерапии, расширение межпредметных взаимосвязей; разработка психотерапевтических моделей, адекватных работе с беременными. К практическим задачам перинатальной психологии и психотерапии можно отнести: формирование родительской сферы личности, в том числе анализ онтогенеза материнской сферы; определение психологической готовности к материнству и отцовству; планирование рождения ребенка; психологическое сопровождение при применении вспомогательных репродуктивных технологий; подготовка к родам; работа с родителями маловесных детей и детей, имеющих внутриутробную патологию; работа с перинатальной утратой; сопровождение на первом году жизни; работа с беременными с психическими и соматическими заболеваниями, повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Разграничение сфер деятельности врачей и психологов в области перинатологии в соответствии с уровнями психической организации человека позволяет преодолеть существующие профессиональные споры. Врач более эффективен при проведении перинатальной психотерапии с лицами, имеющими пограничный уровень психических расстройств, как испытывающих трудности в проявлении субъектной позиции и возможно требующих медикаментозного лечения. Психолог более эффективен при осуществлении перинатальной психотерапии со здоровыми людьми, но также может работать совместно с врачом при наличии у человека пограничного уровня психических расстройств. Бесспорно, для этого у психолога должен быть соответствующий уровень квалификации, позволяющий выявить нервно-психические нарушения у человека и в случае необходимости направить к врачу-психотерапевту или психиатру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Айламазян Э.К., Добряков И.В. Демографическая ситуация и развитие перинатальной психологии в современной России // Журнал акушерства и женских болезней. 2013. Том LXII, Вып. 1. С. 10–15.
  2. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.:Питер, 2010. 272 с.
  3. Филиппова Г.Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности // Перинатальная психология и психология родительства.2007.№ 2. С. 5–42.
  4. Котлярова М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности [Электронный ресурс] / М.Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3 (6). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=91 (дата обращения: 28.10.2016).
Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
ОТ 6900 руб
8500 руб
-19%
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс
15,17,19,24 апреля с 20.00 -22.00 (мск)
ОТ 12800 руб
16800 руб
-24%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс